Сегодня в нашей школе прошли родительские университеты.
В 8 классе по теме "Осторожно: суицид"
В 9 классе по теме "Формирование ЗОЖ подростков"
В 11 классе "Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни"
Актуальной формой организации работы с родителями в 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования является реализация проекта «Родительский университет».
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей ребенка, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Название темы занятий (форма проведения) |
Сроки проведения |
Классы |
Ответственные исполнители |
Семинар-практикум «Адаптация учащихся в 1-м классе» |
20.10.2023 |
I |
Данилович Т.П. |
Практико-ориентированное занятие «Режим дня школьника» |
15.12.2023 |
||
Час общения «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка» |
20.03.2024 |
||
Круглый стол «Положительные эмоции в жизни школьника» |
18.05.2024 |
||
Беседа “Как родители могут помочь ребенку учиться” |
28.10.2023 |
II |
Капица С.А. |
Семинар-практикум «Главные правила ЗОЖ» |
15.12.2023 |
||
Круглый стол «Трудовое воспитание детей в семье» |
23.03.2024 |
||
Беседа «Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка» |
25.05.2024 |
||
Родительский всеобуч «Значение школьной отметки в жизни ребёнка» |
28.10.2023 |
III |
Жвалевская Л.Д. |
Семинар-практикум «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» |
30.12.2023 |
||
Практикум «Здоровая семья – здоровый ребенок» |
23.03.2024 |
||
Круглый стол «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника» |
25.05.2024 |
||
Лекция «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса» |
04.09.2023 |
IV |
Кейпаш Ж.Я. |
Круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей» |
24.11.2023 |
||
Семинар-практикум «Ребенок и компьютер» |
08.02.2024 |
||
Вебинар «Книги в жизни школьника» |
18.04.2024 |
||
Круглый стол «Адаптация ребенка в новом коллективе» |
27.10.2023 |
V |
Данилович Т.П. |
Лекторий-диалог «Ребенок среди сверстников» |
16.12.2023 |
||
Семинар-практикум «Ваш ребенок вырос» |
22.03.2024 |
||
Диалоговая площадка «Меры наказания и поощрения в современной семье |
17.05.2024 |
||
Лекция «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка» |
17.10.2023 |
VI |
Рукша Л.К. |
Семинар « Формы аддиктивного поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.) |
20.12.2023 |
||
Круглый стол «Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях» |
15.03.2024 |
||
Практикум «Опасности свободного времяпровождения подростков . |
17.05.2024 |
||
Семинар-практикум «Жизненные цели подростков» |
28.10.2023 |
VIII |
Данилович Н.Н. |
Дискуссионный клуб «Как уберечь подростка от насилия» |
16.12.2023 |
||
Лекторий «Осторожно: суицид» |
23.03.2024 |
||
Интерактивное занятие «Культура поведения в конфликтных ситуациях" |
18.05.2024 |
||
Лекция «Портрет современного подростка» |
21.10.2023 |
IX |
Леусик А.В. |
Беседа «Агрессия, её причины и последствия» |
25.11.2023 |
||
Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять» |
16.03.2024 |
||
Семинар-практикум «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?» |
18.05.2024 |
||
Беседа «Здоровье – это жизнь» |
14.10.2023 |
X |
Бурая М.Р. |
Круглый стол «Первая любовь в жизни вашего ребёнка» |
16.12.2023 |
||
Вебинар «Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек» |
16.03.2024 |
||
Психологический тренинг «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе» |
11.05.2024 |
||
Семинар-практикум «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?» |
21.10.2023 |
XI |
Ковшик М.М. |
Беседа «Как уберечь ребенка от зависимостей?»
|
23.12.2023 |
||
Дискуссия «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» |
23.03.2024 |
||
Семинар-практикум «Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам?» |
25.05.2024 |
График консультаций для родителей
на 2023/2024 учебный год
Темы консультаций для родителей |
Дата проведения |
Классы |
Ответственные |
Мотивы учения младших школьников |
26.09.2023 |
I |
Данилович Т.П. |
Отношения в семье как основа взаимопонимания |
28.11.2023 |
||
Развитие памяти и внимания младших школьников |
23.01.2024 |
||
Поощрение и наказание детей в семье |
23.04.2024 |
||
Воспитание вежливости |
30.09.2023 |
II |
Капица С.А. |
Профилактика жестокого обращения с детьми |
02.12.2023 |
||
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях |
24.02.2024 |
||
Учение с увлечением |
27.04.2024 |
||
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение |
30.09.2023 |
III |
Жвалевская Л.Д. |
Как выявить и развить способности детей? |
02.12.2023 |
||
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста |
24.02.2024 |
||
Как помочь ребёнку стать внимательнее? |
27.04.2024 |
||
Как помочь ребенку правильно распределить свое время? |
29.09.2023 |
IV |
Кейпаш Ж.Я. |
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем |
14.12.2023 |
||
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка |
14.03.2024 |
||
Организация свободного времени детей в период летних каникул |
16.05.2024 |
||
Вопросы дисциплины |
29.09.2023 |
V |
Данилович Т.П. |
Ответственность родителей за воспитание детей |
24.11.2023 |
||
Компьютерные игры: польза или вред? |
26.01.2024 |
||
Отношения в семье |
26.04.2024 |
||
Роль отца и матери в воспитании ребёнка |
29.09.2023 |
VI |
Рукша Л.К. |
Школьные конфликты |
15.11.2023 |
||
Трудности переходного возраста |
14.02.2024 |
||
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? |
23.04.2024 |
||
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? |
29.09.2023 |
VIII |
Данилович Н.Н. |
Подросток в социальных сетях: что делать? |
23.11.2023 |
||
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания |
25.01.2024 |
||
Домашняя работа: удовольствие или наказание? |
25.04.2024 |
||
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. |
30.09.2023 |
IX |
Леусик А.В. |
Как помочь подростку в выборе профессии? |
25.11.2023 |
||
Как научить детей распоряжаться деньгами? |
24.02.2024 |
||
Свободное время и его значение в формировании личности подростка |
27.04.2024 |
||
Психофизиологические особенности десятиклассников |
24.10.2023 |
X |
Бурая М.Р. |
Личное ли это дело – личное счастье? |
30.11.2023 |
||
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников |
15.04.2024 |
||
Кем быть и каким быть? |
18.05.2024 |
||
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания. |
24.10.2023 |
XI |
Ковшик М.М. |
Режим учебного и физического труда, личная гигиена. |
30.11.2023 |
||
Особенности здоровья и физического развития старшеклассника. |
15.04.2024 |
||
Организация досуга старшеклассников. |
18.05.2024 |
Приглашаем законных представителей учащихся
на занятия
Родительского университета.
В III четверти 2023/2024 учебного года состоятся занятия:
Название темы занятий (форма проведения) |
Сроки проведения |
Классы |
Ответственные исполнители |
Час общения «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка» |
20.03.2024 |
I |
Данилович Т.П. |
Круглый стол «Трудовое воспитание детей в семье» |
23.03.2024 |
II |
Капица С.А. |
Практикум «Здоровая семья – здоровый ребенок» |
23.03.2024 |
III |
Жвалевская Л.Д. |
Вебинар «Книги в жизни школьника» |
18.04.2024 |
IV |
Капица С.А. |
Семинар-практикум «Ваш ребенок вырос» |
22.03.2024 |
V |
Данилович Т.П. |
Круглый стол «Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях» |
15.03.2024 |
VI |
Рукша Л.К. |
Лекторий «Осторожно: суицид» |
23.03.2024 |
VIII |
Данилович Н.Н. |
Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять» |
16.03.2024 |
IX |
Леусик А.В. |
Вебинар «Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек» |
16.03.2024 |
X |
Бурая М.Р. |
Дискуссия «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» |
23.03.2024 |
XI |
Ковшик М.М. |
Приглашаем законных представителей учащихся
на занятия
Родительского университета.
В II четверти 2023/2024 учебного года состоятся занятия:
Название темы занятий (форма проведения) |
Сроки проведения |
Классы |
Ответственные исполнители |
Практико-ориентированное занятие «Режим дня школьника» |
15.12.2023 |
I |
Данилович Т.П. |
Семинар-практикум «Главные правила ЗОЖ» |
15.12.2023 |
II |
Капица С.А. |
Семинар-практикум «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» |
30.12.2023 |
III |
Жвалевская Л.Д. |
Круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей» |
24.11.2023 |
IV |
Кейпаш Ж.Я. |
Лекторий-диалог «Ребенок среди сверстников» |
16.12.2023 |
V |
Данилович Т.П. |
Семинар « Формы аддиктивного поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.) |
20.12.2023 |
VI |
Рукша Л.К. |
Дискуссионный клуб «Как уберечь подростка от насилия» |
16.12.2023 |
VIII |
Данилович Н.Н. |
Беседа «Агрессия, её причины и последствия» |
25.11.2023 |
IX |
Леусик А.В. |
Круглый стол «Первая любовь в жизни вашего ребёнка» |
16.12.2023 |
X |
Бурая М.Р. |
Беседа «Как уберечь ребенка от зависимостей?»
|
23.12.2023 |
XI |
Ковшик М.М. |
Приглашаем законных представителей учащихся
на занятия
Родительского университета.
В I четверти 2023/2024 учебного года состоятся занятия:
Тема занятий |
Сроки проведения |
Классы |
Ответственный |
Семинар-практикум «Адаптация учащихся в 1-м классе» |
20.10.2023 |
I |
Данилович Т.П. |
Беседа “Как родители могут помочь ребенку учиться” |
28.10.2023 |
II |
Капица С.А. |
Родительский всеобуч «Значение школьной отметки в жизни ребёнка» |
28.10.2023 |
III |
Жвалевская Л.Д. |
Лекция «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса» |
04.09.2023 |
IV |
Кейпаш Ж.Я. |
Круглый стол «Адаптация ребенка в новом коллективе» |
27.10.2023 |
V |
Данилович Т.П. |
Лекция «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка» |
17.10.2023 |
VI |
Рукша Л.К. |
Семинар-практикум «Жизненные цели подростков» |
28.10.2023 |
VIII |
Данилович Н.Н. |
Лекция «Портрет современного подростка» |
21.10.2023 |
IX |
Леусик А.В. |
Беседа «Здоровье – это жизнь» |
14.10.2023 |
X |
Бурая М.Р. |
Семинар-практикум «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?» |
21.10.2023 |
XI |
Ковшик М.М. |
В 3 четверти 2023/2024 учебного года прошли заседания Родительского университета:
1 класс
Час общения «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка»
23 марта 2024 года для законных представителей учащихся 1 класса состоялся час общения на тему «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка». Мероприятие способствовало расширению представления родителей о влиянии семьи, семейных традиций на развитие личности ребёнка и формирование модели его поведения. Классный руководитель Данилович Т.П. предложила законным представителям учащихся рекомендации о возможности формирования семейных традиций, как эффективного средства воспитания детей.
8 класс
Лекторий "Осторожно: суицид!"
23 марта 2024 года родители учащихся 8 класса приняли участие в лектории на тему «Осторожно: суицид!». Классный руководитель Данилович Н.Н. познакомил законных представителей учащихся с проблемой суицида в подростковой среде, рассказал о влиянии характера внутрисемейных взаимоотношений на поведение ребёнка, видах оказания помощи в кризисной ситуации, предложил рекомендации по профилактике подросткового суицида.
3 класс
Практикум «Здоровая семья – здоровый ребенок»
5 класс
Семинар-практикум "Ваш ребёнок вырос"
22 марта 2024 года для родителей учащихся 5 класса состоялся семинар-практикум на тему «Ваш ребёнок вырос». Классный руководитель Данилович Т.П. познакомила законных представителей учащихся с особенностями поведения младших подростков, предложила практические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков. Родители обсудили причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметили пути их решения.
10 класс
Родительский университет. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек
6 класс
Круглый стол «Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях».
15.03.2024 года родители учащихся 6-го класса приняли участие в заседании "Родительского университета" по теме «Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях». Классным руководителем была подготовлена подборка видеосюжетов "Виртуальная реальность: возможности и опасности". В конце мероприятия родители определили главные правила безопасного поведения детей в сети Интернет, получили буклеты с полезной информацией.
Во 2 четверти 2023/2024 учебного года прошли заседания Родительского университета:
3 класс
Психологические особенности третьеклассников
Истинное воспитание ребенка – в воспитании самого себя.
Л. Толстой
30.12.2023 г. был проведен родительский университет по теме «Психологические особенности третьеклассников», где были рассмотрены следующие вопросы: специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников, особенности межличностного общения, самооценка младших школьников.
5 класс
Лекторий-диалог на тему «Ребенок среди сверстников»
16 декабря 2023 года для родителей учащихся 5 класса состоялся лекторий-диалог на тему «Ребенок среди сверстников». Классный руководитель Данилович Т.П. познакомила законных представителей с изменениями в личностной, психической, физической сферах жизни подростков в кризисные периоды. Родители проанализировали проблемы, которые возникают у детей при общении со сверстниками и взрослыми, обсудили основные способы и пути их преодоления.
8 класс
Дискуссионный клуб "Как уберечь подростка от насилия"
16 декабря 2023 года родители учащихся 8 класса приняли участие в заседании дискуссионного клуба «Как уберечь подростка от насилия». Мероприятие способствовало повышению психолого-педагогической компетентности законных представителей в вопросах профилактики жестокости и насилия в отношении несовершеннолетних. Классный руководитель Данилович Н.Н. познакомил родителей с видами и последствиями насилия, дал рекомендации, которые позволят уберечь подростка от жестокого обращения и агрессии. Родители проанализировали ситуации и определили свою роль в формировании навыков безопасного поведения детей.
1 класс
Практико-ориентированное занятие «Режим дня школьника»
15 декабря 2023 года законные представители учащихся 1 класса приняли участие в практико-ориентированном занятии «Режим дня школьника», в ходе которого были рассмотрены правила организации режимных моментов первоклассника. Заседание родительского университета способствовало развитию у родителей представлений о необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня и соблюдения правил гигиены.
10 класс
16.12.2023 года прошло очередное занятие с родителями учащихся 10 класса в рамках РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ». Тема занятия «Первая любовь в жизни вашего ребенка»
На занятии было уделено внимание следующим вопросам:
1.Особенности юношеской любви
2.Культура поведения влюбленных.
2 класс
Во 2 классе 15.12.2023 года прошел семинар-практикум "Главные правила здорового образа жизни", на котором были рассмотрены вопросы здоровья школьника и его успехов в учебе, формирования здорового образа жизни у младших школьников. Основные правила ЗОЖ, такие как рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции были рассмотрены на презентации с помощью ИКТ.
В конце семинара родители получили рекомендации по здоровому питанию и памятки по здоровому образу жизни.
Рекомендации по здоровому питанию
1) Здоровое питание в основном основывается на растительной пище, которая разнообразна и питательна.
2) Богатая крахмалом пища должна составлять более половины объёма поглощенной энергии.
3) Овощи и фрукты должны составлять более 7 % энергии, выбор должен быть разнообразным и в основном из местных продуктов.
4) Мясо, если его есть, должно составлять менее 10 % от потребляемой энергии.
5) Потребляемые молоко и молочные продукты должны быть нежирными.
6) Жиры должны составлять только 15-30 % от потребляемой энергии.
7) Потребление соли должно быть менее 6 грамм в день.
8) Ешьте разнообразные продукты, а не добавки одного и того же.
4 класс
Круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей»
9 класс
Беседа "Агрессия, ее причины и последствия"
Современный подросток сталкивается с агрессивным поведением и в интернете – виртуальным насилием, преследованием и запугиванием в сети. 25 ноября прошло заседание родительского университета по теме "Агрессия, её причины и последствия". В центре обсуждения стали причины агрессивного поведения и вопросы профилактики подростковой агрессии.
В 1 четверти 2023/2024 учебного года прошли заседания Родительского университета:
1 класс
Семинар-практикум «Адаптация учащихся в 1-м классе»
5 класс
27 октября в Конюховской средней школе состоялось родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников в школе". За "круглым столом" учителя-предметники и родители вели конструктивный диалог по проблеме адаптации пятиклассников к новым условиям обучения на II ступени общего среднего образования. Классный руководитель Данилович Татьяна Петровна проанализировала адаптацию классного коллектива к новым условиям учебы, предложила родителям практические советы.
6 класс
Лекция «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка»
8 класс
Семинар-практикум «Жизненные цели подростков»
9 класс
Лекция «Портрет современного подростка»
10 класс
Беседа «Здоровье – это жизнь»
2022/2023 учебный год
май 2023
27 мая в нашей школе прошли заседания Родительского университета:
во 2 классе на тему "Роль семейных традиций в воспитании детей";
в 5 классе на тему "Меры поощрения и наказания";
в 8 классе на тему "Культура поведения в конфликтных ситуациях";
в 9 классе на тему "Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию".
апрель 2023
22 апреля 2023 года законные представители учащихся 4 класса приняли участие в заседании «Родительского университета» на тему «Книги в жизни школьника».
Классный руководитель Данилович Татьяна Петровна познакомила родителей с результатами анкетирования и отметила снижение у учащихся интереса к чтению книг. За «круглым столом» было отмечено, что одной из причин снижения интереса школьников к чтению является отношение к книге и чтению в семье. Учитель совместно с родителями обсудили рассказы на основе житейских ситуаций, в ходе которых были предложены способы решения проблемы.
Татьяна Петровна обратила внимание присутствующих на то, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить, воспитать. Родители составили рекомендации, которые помогут заинтересовать чтением учащихся и открыть в них читателей.
март 2023
Сегодня в нашей школе прошли родительские университеты.
В 8 классе по теме "Осторожно: суицид"
В 9 классе по теме "Формирование ЗОЖ подростков"
В 11 классе "Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни"
октябрь 2022
22 октября 2022 года в рамках родительской субботы классными руководителями 1-11 классов были проведены родительские университеты.
Час общения «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка» (1 класс)
Памятка «Разновидности семейных традиций»
Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.
Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде.
Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье.
Примеры традиций:
Празднование дней рождений и семейных праздников.
Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам.
Совместные игры с детьми.
Семейный обед по выходным дням. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.
Чтение перед сном. Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.
Пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь.
Подарки своими руками. Во многих семьях принято, чтобы дети к праздникам делали подарки своими руками родителям и близким родственникам.
Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца, недели вся семья собирается за чаепитием, мороженым, пиццей (список можно продолжать) и обсуждает насущные вопросы, проблемы, радости, бюджет, покупки. Подобные мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!
Совместные приёмы пищи.
Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.
Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.
Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали, подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.
Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.
Семинар-практикум «Ваш ребенок вырос» (5 класс)
Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего подросткового возраста
Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
Научите преодолевать трудности.
Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».
Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (т.е. развитии собственной личности).
Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, так как самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
Помните: недоверие оскорбляет!
Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного (противоречащего правилам и нормам) поведения.
Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).
Лекторий «Осторожно: суицид» (8 класс)
Памятка для родителей
Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию.
ВАЖНО! Практически 90% лиц, совершающих самоубийство, в течение последней недели (или более продолжительного срока) перед самоубийством демонстрируют так называемые предвестники самоубийства.
Родители могут увидеть основные поведенческие проявления «кризисных ситуаций», в которых находится ребенок:
словесные предвестники – это угрозы совершить самоубийство или слова о подобном решении («Не хочу быть больше обузой…», «Лучше не жить, чем так страдать…», «Теперь я больше никого не побеспокою…», «Я вам больше не помешаю…», «Вы меня больше не увидите…», «Спасибо за все», «Скоро я перестану вас мучить»);
поведенческие предвестники – это резкие изменения привычного поведения несовершеннолетнего: прекращение всех социальных контактов, эмоциональное «оцепенение» в ситуации стресса, неадекватное ситуации «приподнятое» настроение, «эпатирующее» поведение, эскейп-реакции (уход из дома, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни, раздача подарков, долгов окружающим, нарушение сна, резкое снижение успеваемости в школе, нарушение аппетита, агрессивность).
ПОМНИТЕ! Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.
Ваша задача: увидеть – пообщаться – понять – поддержать – спасти!
Факторы риска суицидального поведения:
переживаемый или недавний кризис (напряженные межличностные отношения в семье, с родными, близкими, лицами из ближайшего окружения);
«безответная любовь», смерть близких родственников, одиночество, социальная изоляция;
эмоциональная неустойчивость, особенно в периоды возрастных кризов;
острая потребность в близких, но напряженных эмоциональных контактах с родными, близкими, лицами из ближайшего окружения;
импульсивность в поведении, максимализм, категоричность, незрелость суждений;
неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка;
напряженность потребностей, сильно выраженное желание достижения целей;
отсутствие глубоких эмоциональных связей, острая потребность любви к себе со стороны близких и любимых людей (в юношеском возрасте утрата значимой связи означает крах).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии.
Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.
Лекция "Первая любовь в жизни вашего ребенка"
Правила поведения для родителей.
Если вы заметили, что ваш ребёнок влюбился, постарайтесь не наломать дров, как бы вы ни относились к этой ситуации. Запомните: его чувства сейчас важнее всего.
2.Не допускайте грубостей и колкостей. Сколько родителей пытаются побольнее уколоть, узнав о влюблённости сына или дочери. «Нашла, в кого влюбиться, — он же хулиган и двоечник!», «Сколько у тебя в жизни таких Оль будет, нужна она тебе!» – это наиболее мягкие выражения, которые позволяют себе родители. После таких слов нечего и думать о доверии между матерью и ребёнком. Не позволяйте себе шуточек и насмешек — подросток всё воспринимает слишком остро.
Главное, чтобы это не закончилось трагедией. Прежде чем что-то сделать, вспомните себя в подростковом возрасте, ваши метания, сомнения и первую любовь. Разрешите своему ребёнку испытать всё самостоятельно, а не смотреть на это с высоты ваших лет. Вашу поддержку и понимание он обязательно оценит.
Беседа "Здоровье - это жизнь"
Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей
-Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
-ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
-Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
- Контролируйте досуг вашего ребенка и соблюдение режима дня: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон.
- Занятия физкультурой и спортом должны стать неотъемлемой частью вашего совместного досуга.
- Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!
Семинар-практикум «Жизненные цели подростков»
Памятка для родителей.
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Лекция "СЕМЬЯ КАК ПЕРСОНАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ"
В семье родители должны придерживаться одних и тех же требований:
Соблюдайте основные правила семейного воспитания
Помните, дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и ее недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни, самооценке и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье, понимал, что его принимают и любят оба родителя
Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение ребенка – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Ели вы позволяете себе негативно высказываться, унижать кого-то, высмеивать чужие недостатки, обманывать или приукрашивать ситуацию в присутствии ребенка, чего вы ждете от его поведения в дальнейшем?
У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье. Отношения между супругами – превыше всего, не жертвуйте временем и вниманием, которое вам следует отдавать друг другу. Сохраняйте уравновешенность. Ведите всей семьей здоровый образ жизни, вырабатывайте здоровые привычки и традиции, например, велосипедных прогулок всей семьей или походов в выходной день. Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состояния здоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом, и ваши дети последуют вашему примеру.
Проявляйте взаимное уважение в семье. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.
В каждой семье есть ценности и традиции, некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится.
Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом. Играйте вместе! Найдите общее семейное хобби! Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать личным хобби. Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым, родным или друзьям.
Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем!
Предлагаю вам сейчас составить первую страницу семейного альбома, где будут размещаться ваши традиции и обычаи, главные ценности вашей семьи.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с классным руководителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
Если у ребёнка учёба идёт хорошо, чаще проявляйте свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка [2].
Лекция "Возрастные психофизиологические особенности
учащихся 4-х классов"
Памятка для родителей
1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Советы родителям по формированию культурного человека
-Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.
-Привлекайте детей к посильной деятельности.
-Создавайте специальные ситуации - задания: встретить тётю, позвонить по телефону.
-В выработке культуры поведения используйте игры и игровые ситуации.
-Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
-Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее», «Мой внешний вид».
-Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Рекомендации к здоровому питанию (информация для родителя).
1) Здоровое питание в основном основывается на растительной пище, которая разнообразна и питательна.
2) Богатая крахмалом пища должна составлять более половины объёма поглощенной энергии.
3) Овощи и фрукты должны составлять более 7 % энергии, выбор должен быть разнообразным и в основном из местных продуктов.
4) Мясо, если его есть, должно составлять менее 10 % от потребляемой энергии.
5) Потребляемые молоко и молочные продукты должны быть нежирными.
6) Жиры должны составлять только 15-30 % от потребляемой энергии.
7) Потребление соли должно быть менее 6 грамм в день.
8) Ешьте разнообразные продукты, а не добавки одного и того же.
Презентация «Правильное питание – залог здоровья» –
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_na_temu_pravilnoe_pitanie_zalog_zdorovya-128725
Памятка для родителей.
Уважаемые папы и мамы! Помните!
СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ «АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ»
Советы родителям первоклассников