РУС БЕЛ ENG

Опыт военно-патриотического воспитания в Конюховской средней школе

МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КОНЮХОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛОЙ

“Афганістан у лёсе нашых землякоў”

15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. По этой причине этот  день является днём памяти воинов-интернационалистов Война… очень страшное слово. Оно страшно еще и тем, что бывает и в мирное время, когда молодым воинам приходится исполнять интернациональный долг, следуя приказу правительства своей страны и защищая интересы дружественного государства. К большому сожалению, тысячи молодых военнослужащих погибли в вооруженных конфликтах на территориях других стран, многим война сломала жизнь. Но они честно выполняли свой долг, доказав верность историческим традициям России. 15 февраля была закончена длившаяся 10 лет война в Афганистане и последняя колонна советских военнослужащих выведена из Афганистана. В память о героическом подвиге наших военных, и отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля считается Днем памяти воинов-интернационалистов.

С целью гражданского и военно-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, увековечения и сохранения памяти о погибших военнослужащих в рамках декады “Афганістан у лёсе нашых землякоў в Конюховском яслях-саду – средней школе были проведены следующие мероприятия с 14 по 26 февраля 2022 года:  

Информационные часы, посвященные истории Афганской войны «Афганская война 1979 – 1989 гг.», «Трагедия и доблесть Афгана», «Далекое эхо Афганской войны»;

Тематический классный час, посвященный Дню воинов-интернационалистов (15 февраля);

Уроки мужества, посвященные памяти воинов-интернационалистов «Отвага. Мужество. Честь», «Время выбрало нас, закружило в Афганской метели», «В их судьбе была война»;

Выпуск информационных буклетов, коллажей, рисунков «Афганская война 1979 – 1989 гг. Хроники. События. Факты»;

ЕДИ “ШАГ” по теме “Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС);

Игра “Зарничка” и другие.

Также классными руководителями были проведены единый информационный час, посвященный Дню защитника Отечества (23 февраля), уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества.

23 февраля на уроке мужества присутствовал Орищенко Николай, выпускник школы, который на данный момент несет срочную службу в Лидском пограничном отряде.

На протяжении мероприятий декады классными руководителями состоялся просмотр и обсуждение хронико-документальных и художественных фильмов, посвященных Афганской войне.

Тимуровский отряд принял участие в акциях «Спасибо за жизнь», «Помним.Чтим.Гордимся».

Библиотекарем филиала «Конюховская интегрированная сельская библиотека»  Прохор Н.А. проведена викторина «О Родине, о мужестве, о славе» ко Дню воинов-интернационалистов.

Актив пионерской дружины имени О.Соломовой принял участие в мероприятии ко Дню памяти «Афганская война – живая память».

Состоялась патриотическая встреча с родными и близкими Романчука К.Л., участника боевых действий в Афганистане  «Пока мы помним - мы живем», на которой присутствовал внук, Романчук   Никита. Никита,  учащийся ХI класса, рассказал ученикам о своём дедушке - Романчуке Казимире Леонтьевиче, который также мужественно и героически сражался на Афганской земле. Юноша  продемонстрировал ребятам альбом дедушки с фотографиями тех событий.

21 февраля учащиеся 8 класса приняли участие в областном Уроке мужества «Отвага. Мужество. Честь», который проходил в онлайн-режиме.

Педагоги и учащиеся приняли участие в республиканском конкурсе “У каждого времени свои герои” в двух номинациях «Видеоролик», «Методическая разработка».

 

21 февраля в рамках декады гражданско-патриотических дел «Афганістан у лёсах нашых землякоў» учащиеся 8 класса приняли участие в областном Уроке мужества «Отвага. Мужество. Честь», который проходил в онлайн-режиме.

 

Сегодня, 8 февраля, учащиеся 6-8 классов посетили пограничную заставу №8 «Русаки». Во время экскурсии ребята познакомились с современными условиями несения пограничной службы, с технологиями, которые применяются для защиты государственной границы. Из рассказа начальника заставы они узнали, что для этого  используются как традиционные методы в виде контрольно-следовой полосы и барьеров с колючей проволокой, так и современные комплексы, позволяющие вести наблюдение за приграничной ситуацией в режиме онлайн.

Познакомились ребята и с бытовыми условиями пограничников. Они смогли убедиться, что у них есть всё необходимое и для успешной службы, и для полноценного комфортного отдыха. У каждого военнослужащего свой распорядок дня, в котором есть время и для работы, и для своих личных дел и увлечений.

Большой интерес у ребят вызвала выставка оружия и экипировки. Учащиеся смогли не только визуально ознакомиться с представленными образцами, но и подержать их в руках и хотя бы на миг почувствовать себя настоящими пограничниками.

С разрешения военнослужащих ребята смогли поближе познакомиться с четвероногими питомцами подразделения, которые помогают пограничникам в их нелёгких буднях. С особым интересом наблюдали, как работают собаки при задержании "нарушителей" границы.

"Сегодня быть пограничником – не только почётно, но и опасно. Однако благодаря таким смелым и сильным людям наша страна остаётся под надёжной охраной", - такой вывод сделали ребята после увлекательной экскурсии.

 

 

"У войны не детское лицо"

 

Ежегодно 8 февраля, в День юного героя-антифашиста, во всем мире дети и молодые люди отдают дань памяти ровесникам, погибшим за свободу и счастье. Великая Отечественная война вписала сотни имен пионеров – героев на страницы своей опаленной огнем истории. Они под страхом смерти, лютой расправы фашистов совершали каждый свой бессмертный великий подвиг… Марат Казей, Леня Голиков, Зина Портнова…

8 февраля 2022 года в учреждении образования были проведены информационные часы, посвященные Дню юного героя–антифашиста.

 

Пионеры дружины имени О.Соломовой приняли участие в арт-акции "Мы выбираем МИР".

 

В рамках шестого школьного дня с учащимися 1–4-х классов было проведено виртуальное путешествие по знаменитым и памятным местам Беларуси.

       1.Остановка «Беловежская пуща»

Беловежская пуща представляет собой один из крупнейших лесных массивов равнинной Европы, который сохранился в относительно ненарушенном состоянии до нашего времени.

      2.Остановка «Полоцк»

Евфросиния Полоцкая. Без этого имени невозможно представить не только пано­раму духовной жизни восточнославянских славян, но и всю много­вековую историю Белоруссии.

     3.Остановка «Замки»

Мирский замок является одной из важнейших туристических достопримечательностей в Беларуси, выдающимся оборонным сооружением XVI столетия, занесенным в Список Всемирного наследия.

    4.Остановка «Мемориальные комплексы»

Брестская крепость – самый почитаемый памятник  на территории Беларуси . Именно с этого места началась Великая Отечественная война. Гарнизон этой крепости героически оборонялся долгое время.

Хатынь-деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих.

Особое впечатление на ребят оказал мемориальные комплексы «Красный берег». В 1943 году по приказу Гитлера в деревне Красный Берег создается один из пяти детских донорских концлагерей для детей - полных доноров. Здесь погибло около пяти тысяч детей.

Во время экскурсии ребята увидели, сколько интересного и таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички.


В рамках реализации пилотного проекта 04.02.2022 года учащиеся 11 класса под руководством учителя истории Яблокова Н.А. совместно с учащимися Макаровского яслей-сада - средней школы, Олекшицкой средней школы, Эйсмонтовской средней школы приняли участие в экскурсии в партизанский лагерь, историко-культурный комплекс  в маёнтке "Каробчыцы" Гродненского района.


Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. С 10 по 27 января 2022 года в учреждении образования прошли мероприятия, посвященные Международному дню памяти жертв Холокоста. В эти дни проводились классные часы, уроки памяти и другие мероприятия, участниками которых стали учащиеся 1-11 классов.


Урок мужества в 10-11 классах "Колокола Хатыни" 

 

Во второй четверти были проведены: виртуальная экскурсия в музей Вов, заочная экскурсия «Брестская крепость – символ мужества», заочная экскурсия по историческим местам Беларуси, мемориальным комплексам, местам воинской славы «Эхо далекой войны», заочная экскурсия по историческим местам Беларуси «Брестская крепость-герой» и другие.

 


16 декабря 2021 года состоялось очередное заседание «Школы Активного Гражданина» для учащихся IX класса по теме «Германский оккупационный режим». Ковшик Мария Михайловна,  классный руководитель, ознакомила с содержанием информационных блоков: «Новый порядок» оккупантов», «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР», «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР», «Оккупационный аппарат управления», «Коллаборационизм».

В рамках рассмотрения блока «Новый порядок» оккупантов» учащиеся возобновили знания, полученные на предыдущих занятиях: отношение оккупантов к белорусам было определено в плане «Ост», согласно которому предусматривалось выселение с занимаемой территории 75 % белорусского населения, остальные 25 % подлежали онемечиванию. Затем обсудили фрагмент документа «Некоторые предложения рейхсфюрера СС Г. Гиммлера об отношениях с местным населением восточных областей» и высказали мнение, какими могли быть последствия  политики оккупантов для белорусского народа.

В ходе рассмотрения блока «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР» учащиеся обсудили картосхему «Военно-административное деление оккупированной территории Беларуси (1942)» и выяснили, что означало для Беларуси административно-территориальное деление, установленное германскими оккупантами.

Каковы были цели созданных оккупантами органов управления?  Почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения? На эти вопросы учащиеся получили ответы в блоке «Оккупационный аппарат управления».

В ходе решения вопросов в блоке «Коллаборационизм» учащимся был продемонстрирован видеофильм, рассказывающий об активной борьбе партизан и подпольщиков в тылу оккупантов.

 Также ребята узнали о  Николае Васильевиче Шишкине, нашем земляке, командире роты партизанского отряда «Звезда», секретаре Крынковского подпольного райкома комсомола. Воспоминания о событиях тех далеких лет бережно записаны и опубликованы в книге «Память»  редактором-составителем Н.И.Паценко.

Во второй четверти были проведены: игра-путешествие в страну «Символия», тематический диалог «Государственные символы РБ», поэтическая страница «Зимние образы родного края», интеллектуальная игра «Моя Беларусь», викторина «Символы моей страны», видеопутешествие «Семь чудес моей малой родины», тематический диалог «То, что нас объединяет», патриотическая игра «Символы моей Родины».

 

В рамках реализации информационно-образовательного проекта "ШАГ"  прошло информационное занятие по теме "Коренной перелом в Великой Отечественной войне",  в котором приняли участие учащиеся IX класса. 

Цель мероприятия: показать радикальное изменение в ходе Великой Отечественной войны, характеризующееся переходом инициативы  от Германии к СССР и резким ростом военной и экономической мощи Советского Союза.

В первом информационном блоке ШАГ1 "МЫ УЗНАЁМ"  Ковшик Мария Михайловна, классный руководитель, познакомила присутствующих с планом занятия, актуализировала знания учащихся, полученные на предыдущем занятии. 

ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ" позволил учащимся определить значение Сталинградской битвы, в результате которой Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удерживала её до конца войны. 

Одно из ключевых событий XX века - Тегеранская конференция (28 ноября - 1 декабря 1943г.). Она была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников. Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе. Была принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве трёх государств.

В ходе реализации ШАГа 3 "МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ" были сделаны выводы:

в мае 1942 г. была достигнута договорённость об открытии в Западной Европе второго фронта. Её реализация позволила бы значительно ускорить разгром фашистского блока и уменьшить потери Советского Союза, однако  в 1943 г. Советский Союз по-прежнему продолжал нести основную тяжесть борьбы с фашистской Германией и её сателлитами. 

В рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» в IX классе прошёл информационный час на тему «Крах «молниеносной войны».

В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» классный руководитель Ковшик Мария Михайловна познакомила с содержанием информационных блоков:

«Захват Беларуси германским вермахтом»;

«Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)»;

«Бои на Ленинградском направлении и на Украине»;

«Московская битва»;

«Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Учащиеся приняли активное участие в обсуждении событий по данной теме. Выяснили, какое огромное  значение имели оборонительные бои Красной Армии на территории Беларуси летом 1941 года, пришли к выводу, что Смоленская битва имела стратегическое значение для последующих военных действий Красной Армии. Представленные классным руководителем видеоматериалы, связанные с 900-дневной блокадой Ленинграда, дополнили представления девятиклассников о самой  страшной осаде города в истории человечества.

ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ». Были рассмотрены факты, свидетельствовавшие о провале германского плана «молниеносной войны»: выиграло время для подготовки обороны Москвы и последующего разгрома врага в Московской битве зимой 1941-1942 годов в ходе Смоленской битвы; Киевская оборонительная операция отвлекла крупные силы немецкой группы армий «Центр» на юг; победа под Москвой стала первой крупной победой Красной Армии в Великой Отечественной войне над численно превосходившим противником.

Первые полгода Великой Отечественной войны стали началом поражения гитлеровского вермахта. Стратегия «молниеносной войны», которая оправдала себя в войне на Западе, в СССР потерпела крах.

Акция "К защите Отечества готов!"

30 октября 2021 года в рамках республиканской акции «К защите Отечества готов!» учащиеся Конюховского яслей-сада - средней школы приняли участие в военно-патриотическом мероприятии для молодежи – выезд воинской части на территорию Большеберестовицкого стадиона. 

 

Операция "Памятник"

29 октября члены тимуровского отряда "Дружный" и члены волонтерского отряда "Рука помощи" приняли участие в операции "Памятник". Учащиеся навели порядок возле памятников в д.Жорновка и д.Могиляны.

 


Профориентационная встреча с начальником пограничной заставы Русаки" 

17 сентября в Конюховском яслях-саду - средней школе прошла профирентационная встреча для учащихся IX-XI классов. Гостем мероприятия стал начальник пограничной заставы "Русаки" Пипченко Алексей Владимирович.

 

 

свернуть