26 июня 2024 года, в рамках Недели молодежи и студенчества, состоялся музейный урок «Сялянская хата». Учащиеся отправились в этнографический отдел музейной комнаты «Малая родина и его величество Человек», где познакомились с какими предметами быта пользовались люди в прошлом столетии. В конце мероприятия ребята попробовали сбить масло в маслобойке.
17.04.2024 у учащихся Конюховской школы был нетрадиционный урок по истории Беларуси: они совершили экскурсию в Гродненский государственный музей истории религии — единственный музей в Республике Беларусь, изучающий и отражающий историю религии и культуры Беларуси.
Экспозиция музея направлена на раскрытие культуротворческой роли религиозного фактора в развитии традиционных христианских конфессий, ислама, иудаизма на белорусских землях.
Экскурсовод осветила следующие темы: «Культура и архаичные верования Беларуси», «Жизнь и учение Иисуса Христа», «Культура и Православная Церковь на территории Беларуси», «Культура и Католическая Церковь на территории Беларуси», «Татарская культура и ислам на территории Беларуси», «Еврейская культура и иудаизм на территории Беларуси», «Государство, религия, культура в Республике Беларусь. Благодаря экскурсии учащиеся углубили свои знания по истории Беларуси.
В рамках выполнения Плана мероприятий по посещению учащимися государственных музеев Республики Беларусь сферы культуры в рамках установленного единого бесплатного дня, 28 февраля 2024 года учащиеся Конюховской средней школы посетили Музей Белки в Большой Берестовице.
24 февраля учащиеся Конюховской средней школы посетили музейную комнату СШ №31 г. Гродно. Профиль музейной комнаты исторический. Экспозиция посвящена развитию и становлению белорусской государственности, начиная с Полоцкого периода и заканчивая современным этапом в истории белорусского государства.
На стендах расположены карты и схемы расселения первых племён по территории белорусского государства, а также картосхемы военных действий времён Великой Отечественной войны, иллюстрации и портреты князей, известных людей, которые внесли вклад в политическую и культурную жизнь Беларуси. На витрине под стеклом находятся военные атрибуты, переданные музейной комнате Гродненским военным комиссариатом. Также имеется коллекция монет, бумажных денег и медалей советского периода.
Учащиеся Конюховской средней школы посетили военно-исторический музей «Гродненщина в годы Великой Отечественной войны» государственного учреждения образования «Средняя школа №39 имени И.Д.Лебедева» г. Гродно в рамках месяца образовательного туризма.
Музей имеет следующие разделы экспозиции:
Бои за Гродно в июне 1941 года.
Борьба подпольщиков с оккупационным режимом.
Освобождение города Гродно от немецко-фашистских захватчиков.
В первом разделе представлены экспонаты, рассказывающие о героической обороне Гродно в июне 1941 года. Во втором рассказывается о зверствах фашистов и о борьбе подпольщиков с оккупационным режимом. Третий посвящён освобождению города в ходе операции «Багратион».
Экспонаты, представленные в музее, собраны учащимися и друзьями школы, а некоторые из них найдены школьниками во время археологических экспедиций.
Военной тематике в школе посвящена не одна выставочная композиция. Почётное место занимает стенд, посвященный Ивану Лебедеву.
Из рассказа экскурсоводов ребята узнали, что Иван Данилович Лебедев воевал на Карельском и Ленинградском фронтах, на Северо-Западном, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Осенью 43-го при форсировании Днепра ему пришлось заменить раненого командира дивизиона. Его подразделению удалось перебросить на противоположный берег основные орудия, несмотря на беспрерывный обстрел с воздуха. Дивизион удерживал занятый плацдарм до самого прихода основных сил, при этом смог уничтожить десятки вражеских танков и нанёс урон пехоте противника. В декабре 1943 г. Ивану Даниловичу присвоили звание Героя Советского Союза. Венцом его боевого пути стало участие в Параде Победы в Москве в 1945 году.
Хранителем истинных ценностей в школе является этнографический уголок. Юные экскурсоводы познакомили с экспонатами, воссоздающими быт Гродненщины конца XIX – начала ХХ века.
История малой родины дорога и близка сердцу каждого человека. Это богатый материал для воспитания у молодого поколения гражданственности и патриотизма. Фотографии, документы, вырезки из старых газет, какой-то предмет из прошлого оставляют в памяти и сердцах детей более глубокий след, чем обычный урок или параграф учебника истории, поэтому и создаются в учебных учреждениях музеи или музейные комнаты. И наша школа не исключение.
Благодаря стараниям Капицы Алеси Николаевны, заместителя директора по идеологической работе РСУП «Олекшицы», плодотворной работе и вдохновению Жвалевской Ларисы Дмитриевны, учителя начальных классов и руководителя краеведческого кружка «Спадчына», а ныне руководителя музейной комнаты, Лебедевич Инны Владимировны, директора Конюховской средней школы, активному участию учащихся и родителей, было собрано немалое количество молчаливых свидетелей богатой истории нашей местности.
Официальное открытие музейной комнаты «Малая родина и его величество Человек», ставшее по-настоящему знаковым событием в Год исторической памяти, состоялось двадцать девятого ноября. Её первыми посетителями стали учащиеся нашей школы. Почётное право перерезать красную ленту было представлено Инне Владимировне Лебедевич, директору учреждения образования.
– Сегодня мы приняли участие в церемонии открытия музейной комнаты, где увидели экспозиции, которые дадут очень много для патриотического воспитания детей и молодёжи, – отметила Инна Владимировна. – Для нас это уникальный в своём роде музей, который можно будет с пользой посещать не только учащимся нашего учреждения, но и гостям из других школ Берестовицкого района.
После церемонии перерезания традиционной красной ленты Дарья Васильченко, экскурсовод музейной комнаты, провела содержательную, наполненную интересными фактами и искренними эмоциями первую экскурсию.
Профиль нашей музейной комнаты – комплексная краеведческая. Небольшое место занимает этнографический отдел, где расположились интересные предметы быта прошлого столетия. Внимание посетителей привлекают многочисленные документы, награды известных земляков.
Стенд «Война. Победа. Память» знакомит посетителей с известными подпольщиками и партизанами Великой Отечественной войны, ветеранами-земляками. На первой части стенда «Партизанам и подпольщикам посвящается» размещается информация о деятельности Ольги Иосифовны Соломовой, секретаря Гродненского подпольного горкома комсомола, которая героически погибла в бою с фашистскими захватчиками возле деревни Жорновка. На другой половине стенда «Они вернулись с победой» можно увидеть фотографии наших земляков, вернувшихся с боевыми орденами и медалями.
В разделе «Наши знаменитые земляки» экспонируются фотографии людей, которые внесли вклад в разные сферы деятельности: Пётр Михайлович Купа, поэт; Сторожева Надежда Алексеевна, заслуженный работник образования Беларуси, автор «Букваря», методических пособий и сборников стихов для детей; Жвалевский Валентин Антонович, писатель, журналист, публицист; Шипица Александра Фёдоровна, удостоенная звания «Отличник здравоохранения» и др.
На стенде «Из истории местных колхозов периода 1950 – 1990 гг.» можно почерпнуть информацию об истории развития колхозов в разные годы, а также познакомиться с деятельностью руководителей хозяйств.
Особый интерес у юных посетителей вызвал стенд «Мамам-героиням посвящается». Ребята узнали о том, что в 1944 году было установлено высокое почётное звание «Мать-героиня». Среди удостоившихся такого высокого звания Петельчиц Владислав, учащийся IV класса, нашёл свою прабабушку. Задержались также у стенда «Люди трудом славные», на котором увидели знакомые им лица.
На стендах экспозиции есть фотографии истории школьной жизни, выпускников, которые работают в настоящее время в Конюховской средней школе.
Учащиеся нашей школы, а также гости смогут познакомиться с духовной и материальной культурой наших земляков, историей родного края. Очевидно, его по праву можно назвать важным инструментом воспитания подрастающего поколения. Надеемся, что наша музейная комната станет местом для проведения интересных уроков, встреч с известными людьми, стимулом для научно-исследовательской работы учащихся и педагогов.
В дальнейшем ещё предстоит огромная работа в направлении использования информационных технологий в музейной деятельности, актуальным для нас является создание раздела «Музейная комната» на сайте учреждения образования, электронной базы музейных предметов, коллекции аудио- и видеозаписей, фотографий.
музейной экспозиции «Малая родина и его величество Человек»
Конюховской средней школы
Цель: содействовать формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.
Задачи музейной комнаты:
формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;
активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;
формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
воспитание познавательных интересов и способностей;
привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
использование музейных материалов в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
Направленияработы:
использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея;
проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями;
организация экскурсий в музей;
организация работы с фондами музея (оформление книг учёта);
участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности;
организациявстреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда;
история агрогородка Конюхи.
Школьный музей выполняет следующие функции:
поисковаяи научно-исследовательская работа с учащимися;
методическая работа с педагогическим коллективом;
организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея объединяет педагогический коллектив школы и учащихся в общем деле. На методическом объединении классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Организации общешкольных мероприятий:
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.
Ожидаемые результаты
Для музея
∙оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;
∙совершенствование содержания деятельности музея;
∙рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
∙укрепление материальной базы музея.
Для учащихся
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:
∙исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
∙менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);
∙коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);
∙презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы).
№ п/п
Мероприятие
Дата
Ответственные
Организационная работа
1
Утверждение плана работы на 2024-2025 учебный год
сентябрь 2024г.
директор школы,
руководитель музейной экспозиции
2
Оформление музейной документации
сентябрь 2024г.
руководитель музейной экспозиции
3
Работа с фондами.
Инвентаризация архива
в течение года
заместитель директора,
руководитель музейной экспозиции
4
Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива музейной экспозиции
сентябрь 2024г.
руководитель музейной экспозиции
5
Анализ работы школьного музея за 2023-2024 учебный год, определение задач развития музейной экспозиции на 2024-2025 учебный год
в течение года
руководитель музейной экспозиции
6
Проведение заседаний Совета и актива музейной экспозиции
в течение года
руководитель музейной экспозиции
7
Ведение Книги отзывов гостей музейной экспозиции
в течение года
руководитель музейной комнаты,
актив музейной экспозиции
8
Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея
Косметический ремонт
в течение года,
июнь2025 г.
руководитель музейной экспозиции,
зам. директора по АХЧ
Экскурсионно-массовая работа
1
Формирование группы экскурсоводов
сентябрь 2024г.
руководитель музейной экспозиции
2
Организация работы по подготовке экскурсоводов (5-11 классы)
в течение года
руководитель музейной экспозиции
3
Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий
в течение года
руководитель музейной экспозиции,
члены актива музейной экспозиции
4
Проведение бесед к знаменательным
датам года
в течение года
руководитель музейной экспозиции, члены актива музейной экспозиции
Учебно-воспитательная работа
1
Проведение уроков Мужества
в течение года
классные руководители I - XIклассов,учитель истории
2
Профориентация учащихся.
Использование материалов музея на уроках
в течение года
руководитель музейно экспозиции, учителя
3
Проведение музейных уроков I - XI (классов),
в течение года
руководитель музейной экспозиции, учителя истории, учителя-предметники
4
Проведение уроков истории и краеведения,
изобразительного искусства
в течение года
учитель истории, ИЗО
5
Проведение классных часов и праздников, посвященных Памятным датам
в течение года
заместитель директора по воспитательной работе,
руководитель музейной экспозиции
6
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах
в течение года
руководитель музейной экспозиции, классные руководители
7
Встреча с ветеранами труда - жителями агрогородка. Сбор материала для оформления экспозиции
в течение года
руководитель музейной экспозиции, классные руководители
Работа с фондами музея
1
Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов
по мере поступления
в течение года
руководитель музейной экспозиции
2
Проведение инвентаризации архива музея
ноябрь-декабрь
руководитель музейной экспозиции
3
Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея
в течение года
руководитель музейной экспозиции
4
Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями.
в течение года
руководитель музейной экспозиции
Общественно-полезная работа
1
Поисковая работа
в течение года
руководитель музейной экспозиции,
актив музейной комнаты
2
Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей агрогородка
в течение года
руководитель музейной экспозиции ,актив музейной экспозиции
3
Уборка воинских захоронений на кладбище
в течение
года
классные руководители
Примечание: руководитель музея имеет право редактировать план работы на учебный год в зависимости от обстоятельств.
В рамках организации работы ресурсного центра "Региональный компонент как основа для формирования гражданско - патриотических качеств обучающихся" в Конюховской средней школе прошла Неделя музея под девизом «Музей и дети». В первый день, после линейки, где ребят ознакомили с планом проведения Недели музея, для первоклассников была проведена экскурсия в музейной комнате «Малая родина и его величество Человек». Петельчиц Снежана, экскурсовод музейной комнаты, провела содержательную, наполненную интересными фактами экскурсию.
24 октября воспитанники разновозрастной группы посетили игровой дворик, где вместе с Аннушкой разучили белорусские народные игры.
25 октября состоялся музейный урок «Прадметы быта і працы беларускай хаткі». Небольшое место в музее занимает этнографический отдел, где расположились интересные предметы быта прошлого столетия. Петельчиц Снежана, экскурсовод музейной комнаты, рассказала ребятам, для чего использовали конское стремя, как пользовались утюгом, попробовали работать на прялке.
В четверг для учащихся V-XI была проведена экскурсия “Мои земляки - участники Великой Отечественной войны”. Просмотрев видеоролик, ребята не только узнали о подвиге Ольги Соломовой, но и о том, что её направили на работу в Конюховскую школу. Статная, с красивыми длинными косами и всегда приветливая молодая учительница быстро нашла общий язык с учениками школы в Конюхах, куда её направили на работу, - так говорили об Ольге тогда земляки.
В пятницу музей посетили необычные гости. Для обычных людей лица родственников, знакомых, соседей или самих себя в молодости – это просто экспонаты, предметы обихода или интересные фото, а для местных старожилов же это не путешествие в историю края, а путешествие в собственную историю. Многие экспонаты, фотографии помогли местным жителям окунуться в прошлое, в их молодость, вспомнить некоторые моменты их жизни. Они с радостью узнавали на фото своих односельчан, с которыми раньше жили рядом или вместе работали.
Музеи – это память. Они хранят свидетельства жизни наших предков, показывающие их образ жизни, быт, традиции, обычаи.
5 сентября для первоклассников была проведена экскурсия в музейную комнату «Малая родина и его величество человек». Петельчиц С. и Зайцева И.,экскурсоводы музейной комнаты, провели содержательную, наполненную интересными фактами экскурсию.
7 сентября состоялся музейный урок «Сялянская хата». Просмотрев видеофильм, учащиеся отправились в музейную комнату. Небольшое место занимает этнографический отдел, где ребята узнали, какими предметами быта пользовались люди в прошлом столетии.
9 февраля 2023 года в нашей школе прошёл музейный урок "Прайшла вайна праз іх дзяцінства". На нём учащиеся узнали как отразились годы военного лихолетия на судьбах детей военной поры, какие лишения, страдания им пришлось пережить.