РУС БЕЛ ENG

Выпускнику

Нормативные правовые документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 сентября 2022 г. № 294 "О зачислении в учреждения высшего образования лиц, освоивших содержание образовательной программы одаренных детей и молодежи"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 февраля 2024 г. № 17 "О порядке проведения собеседования"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 февраля 2023 г. № 58 "О выдаче характеристики"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 декабря 2023 г. № 371 "О проведении централизованного экзамена по учебным предметам в 2024 году"

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 января 2023 г. № 2 "ПРАВИЛА приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 июля 2022 г. № 184 "Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования" (в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 № 509)

  •  
свернуть

Централизованный экзамен 2024

Подготовка к итоговым и вступительным испытаниям

  

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

Советы педагога

  1. Начиная подготовку к экзаменам, проанализируйте, в каких условиях наиболее продуктивно протекает твоя работа и в зависимости от этого строй свой распорядок дня. Советуем сначала выполнять наиболее сложные, трудоемкие задания, затем – средней тяжести, напоследок простые, легкие.
  2. Работайте ритмично. Ритмом в учебе является ежедневная работа в одни и те же часы, при целесообразном чередовании ее с перерывом на отдых.
  3. Во время работы делай перерывы примерно через каждые 45-50 минут на 10-15 минут, которые желательно заполнить физкультурными упражнениями или прогулкой на свежем воздухе. Доказано, что отдых – прекрасный стимулятор умственной деятельности.
  4. Если Вы почувствовали, что устали, то надо умыть лицо холодной водой – это на некоторое время придаст Вам бодрость. К концу работы все же наступает усталость, этого не надо бояться, усталость – нормальное явление, сигнал о том, что наступило утомление, надо отдыхать.
  5. При любой загруженности не занимай время у сна. Необходимо спать 7-8 часов в сутки. За полчаса до сна необходимо прекратить занятия с книгой и прогуляться на свежем воздухе.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

Советы врача

  1. Во время подготовки к экзаменам необходимо соблюдать режим дня – такой распорядок, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в тоже время позволяет успешно выполнять все задания хорошо отдохнуть.
  2. Правильная организация режима дня во время подготовки к экзаменам предусматривает:
  • определенную продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и постоянной регулярности;
  • достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  • регулярное питание;
  • гигиенически полноценный сон;
  • повышение двигательной активности путем увеличения занятий физическими упражнениями и спортом.
  1. Перед занятиями комната должна быть хорошо проветрена, обеспечена спокойная обстановка (выключены магнитофон, телевизор).
  2. Строго выполняй режим питания. Врачи рекомендуют принимать пищу вовремя и в спокойной обстановке. Нив коем случае не питайтесь всухомятку, обязательно употребляйте продукты богатые витаминами группы В и С. Ни в коем случае не экономьте на завтраке. Остаться голодным до обеда – значит наносить непоправимый вред организму, не злоупотребляйте крепким чаем и кофе. Они пагубно отражаются на умственных способностях.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

Как вести себя на экзамене

  1. Входя в класс, где происходит экзамен, отбрось все сомнения, тревоги, волнения.
  2. Получив билет, очень внимательно вчитайся в поставленный вопрос.
  3. Для подготовки ответа экономно используй время. Не составляй полный текст ответа, а только развернутый план. Запиши формулы, построй чертежи, графики, таблицы.
  4. Отвечай спокойно, уверенно, не спеша.
  5. Когда после ответа экзаменатор задаст вопрос, не отдавайся панике, будь спокоен, если не понял сущность, попроси повторить вопрос.
  6. Организуй время ожидания так, чтобы не заразиться экзаменационной лихорадкой. Не приходи на экзамен раньше времени, не спрашивай: «Какой билет вытянул?», «Какой вопрос задали?»

 

Особенности итоговой аттестации и поступления в вузы

свернуть

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

Экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает её и ведёт себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

Сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями. Неопределенность результата на этапе подготовки порождает опасения, тревогу и неуверенность – так называемый экзаменационный стресс. Нередко ученик волнуется так сильно, что это просто мешает ему пройти испытание на уровне своих знаний и способностей. Успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения ученика, его отношения к учебе и к самой экзаменационной процедуре. Поэтому мотивационно-волевая готовность оказывается не менее важна, чем интеллектуальная и эмоциональная.

Как же достичь такой комплексной готовности?

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Те, кто настроен на успех, добиваются гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать экзамен. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен!

Советы психолога выпускникам

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет более эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Некоторые полезные приёмы

  1. Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряжённое, скованное внимание. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
  2. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно всё время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Важно и полноценное питание.
  3. Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
  4. В последний вечер перед экзаменом не надо себя переутомлять. Перестань готовиться. Соверши прогулку, прими душ и хорошо выспись, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.

Советы во время экзамена

  1. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  2. Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЦЭ и ЦТ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка.
  3. Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
  4. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  5. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и четко, и ты войдёшь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  6. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  7. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  8. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
  9. Запланируй время! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
  10. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
  11. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально.

Советы родителям

Основная задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка. Поощрение, поддержка, помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребёнку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнять несколько советов:

  1. Не тревожьтесь сами! Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  3. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
  4. Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок. Посоветуйте вовремя сделать передышку. Объяснит ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.
  5. Обратите внимание на питание ребёнка! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.
  6. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
  7. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

– настроиться на работу, успокоиться;

– внимательно читать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

– если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

– если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

ПОМНИТЕ: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.

свернуть

Целевая подготовка

Целевая подготовка специалистов осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011г. № 821, Правилами приема в высшие и средние специальные учебные заведения.

 В соответствии подп. 1.22 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь Об образовании целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов для организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, а также подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и для организаций, расположенных в иных населенных пунктах.

Подготовка специалиста (рабочего, служащего) на условиях целевой подготовки осуществляется на основании договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего). Договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) заключается между государственным учреждением образования, гражданином и организацией, имеющей потребность в подготовке специалиста (рабочего, служащего).  При заключении в установленном порядке целевых договоров для абитуриентов в возрасте до 18 лет необходимо наличие письменного согласия родителей (законного представителя).

 Целевое направление позволяет получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

 Абитуриенты, которые имеют договор о целевой подготовке, участвуют в отдельном конкурсе. Количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов утверждается по специальностям учредителями УВО по согласованию с Министерством образования, в том числе по сельскохозяйственным специальностям – до 60 процентов от контрольных цифр приема, по специальностям профиля образования «Здравоохранение» – до 50 процентов от контрольных цифр приема, по иным специальностям – до 40 процентов от контрольных цифр приема.

 Выпускники, получившие образование на основании целевого договора, направляются на работу и обязаны отработать указанный в договоре срок обязательной работы:

после окончания вуза - не менее 5 лет;

после окончания ссуза - не менее 3 лет;

после окончания пту - не менее 2 лет.

В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

 В период получения образования договор может быть расторгнут при наличии следующих оснований:

установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

установление гражданину инвалидности I или II группы;

установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

ликвидация заказчика;

досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

 Для заключения целевого договора при поступлении на педагогические специальности Вам необходимо обратиться в отдел образования Берестовицкого районного исполнительного комитета: г.п. Б.Берестовица, ул. Советская, 45а. Тел. 2 18 82, 2 11 82.

свернуть