Родителям будущих первоклассников
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития. На что необходимо обратить внимание:
1.Речевая коммуникация
2.Связная речь
3.Словарь
4.Грамматика
5.Звукопроизношение
У многих детей нередко наблюдается нарушение в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные нарушения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте. Родителям следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к 5-6 годам. Если же этого не происходит, то стоит показать ребенка логопеду.
Еще к 5-6 годам у ребенка уже должен быть сформирован фонематический слух, т.е. четкое различение на слух всех звуков речи. Это является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Чаще всего путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, л-р.
Смешно-смеСно. Я сушу сушки - я сусу суски. Рыболов - лыболов, бабушка-папушка,
Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и на письме. Если вы заметили, что ваш ребенок не различает некоторые звуки, обратитесь к специалистам.
Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать ребенку разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
ИГРЫ КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон" (Сонечка, бабочка, цветочек, лисичка). Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка, т.е. умение различать звуки на слух. Давайте вспомним и поиграем в эту старую, замечательную игру.
Путаница. Обратите внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения:
Русская красавица своей козою славится.
В саду капусту ест коса. У Маши длинная коза.
У Никиты вырос суп. Был в обед горячий суп.
В огороде вырос рак. Плыл в реке усатый мак.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Дети очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки.
Продолжая тему развития фонематического слуха, давайте попробуем придумать слова, изменяя только одну букву, например (точка-кочка-бочка-дочка, дом-ком-лом-том, бак-лак-мак-рак; мишка-миска, плюшка-клюшка, горка-корка, ложка-лодка, мошка-кошка, мушка-пушка, мышка-пышка, кот-кит; жук-сук, лук-лак, рама-лама-мама, ложки-рожки, мост-рост-тост-пост).
Для подготовки ребенка к чтению необходимо развивать ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. Т.е. проанализировать слово, выяснить из каких звуков оно состоит. Можно начать с определения первого и последнего звука. А далее назвать все звуки в слове.
Всем известная игра «Цепочка слов». Это когда мы называем слово на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово. Давайте поиграем.
Игра «Кружочки». Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги. Далее предлагаем кружочки трех цветов (синие, зеленые, красные). (Кот, кит, лиса, день, парта, лось).
Еще хорошая игра, всем известная «Поле чудес». Можно устно, можно письменно. Мы предлагаем ребенку отгадать слово по описанию и по первой и последней букве. Давайте отгадаем слова.
-Это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, цифр, картинок и знаков препинания (ребус).
-Какая птица стала птицей 2018 года в Беларуси? (черноголовый щегол)
Разгадывание ребусов. Ребусы рассчитаны на детей умеющих читать или почти умеющих. Перед тем как разгадывать, объясните ребенку, что это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, цифр, картинок и знаков препинания. Решать ребус-значит прочитать слово, загаданное в нем.
Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.
РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ
Игра «Один много» (стол, слон, птица, рот, дерево, перо, ухо, воробей, окно, ручка, бабушка, книга, сова)
Игра «Скажи ласкова» (мама, подушка, дом, перо, воробей, дерево, рука, нога).
«Скажи наоборот» (день-ночь, солнце-луна, зима-лето, черный-белый, добро-зло, город-деревня, жара-холод, север-юг, восток-запад, восход-закат, свет-темнота, мир-война, богач-бедняк, друг-враг, радость-грусть)
«Животные и их детеныши». Волк-волчица-волчата-волчонок (медведь, заяц, кот).
«Чей хвост? Чья голова?» (лиса, медведь, овца, лев, рыба)
«Кто как голос подает?» (собака, петух, утка, гусь, жук)
«Кто как передвигается?» (собака, ворона, лошадь, червяк, рыба).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Чаще всего наши дети не могут грамотно, развернуто выражать свои мысли, идеи, события, пересказывать сказки, рассказы. Причина – ограниченный словарный запас, недостаточно развита связная речь. А основная функция связной речи-это общение со сверстниками, взрослыми. А если ребенок не может красиво, лаконично, четка рассказать, сообщить, поделится, он будет стоять скромно в сторонке и слушать как это делают другие. Наша с вами задача сделать так что бы ребенок комфортно и уверенно чувствовал себя как со сверстниками так и со взрослыми.
Вот несколько игр, в которые вы можете поиграть с ребенком.
«Я начну, а ты продолжи».
-Выпал первый …..
-Утром дети…..
-Девочка Маша….
«Послушай и догадайся о ком или а чем идет речь»
-Он красный, круглый, резиновый….
-Пушистый, серый, трусливый, длинноухий…
-Рыжая, пушистая, хитрая…
-Злой, серый, зубастый…
-Большой, мохнатый, косолапый…
-Маленькая, серенькая с длинным хвостиком…
И наоборот. Вы называете что-либо или кого-либо, а ребенок описывает, подбирает определения. Либо вам загадывает, а вы отгадываете.
Игра «Доскажи словечко».
-Мы ходили в кинотеатр
-Мы ходили вчера в кинотеатр
--Мы ходили вчера вечером в кинотеатр
--Мы ходили вчера поздним вечером в кинотеатр
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, рассказов.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И КИСТЕВОЙ МОТОРИКИ
Для развития мелкой моторики полезно:
-лепить
-рисовать
-вырезать и делать аппликации
-застегивать и расстегивать все самому
-открывать и закрывать замки
-пусть ребенок помогает вам нарезать что-нибудь, чистить лук, чеснок и т.д.
-чистить обувь, стирать мелкие вещи.
В общем, все что ребенок может сделать самостоятельно-пусть делает. Дайте ему больше воли и самостоятельности.
Очень важно своевременно выявить даже самые незначительные нарушения в речи и исправить их до начала его обучения грамоте в идеале, или в самом начале учебного года. Поэтому вам необходимо пройти диагностику в ЦКРОиР, где специалисты обследуют и звукопроизношение, и фонематический слух, и грамматический строй речи, и словарь вашего ребенка. У вас будет возможность проконсультироваться по готовности вашего ребенка к школе. Проходил ли диагностику ваш ребенок можно уточнить у учителя-дефектолога дошкольного учреждения.