РУС БЕЛ ENG

Вариативность дошкольного образования

Каждый ребёнок имеет право на счастливое детство и качественное дошкольное образование.

Группы кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.

Кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволяет сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации ребёнка.

Время пребывания воспитанников в группах кратковременного пребывания при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется его учредителем в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов 2-5 раз в неделю, а также может быть уменьшено по их желанию.

Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается как для разновозрастной группы – 12 воспитанников, для детей в возрасте до одного года – 7 воспитанников. Учредитель учреждения образования вправе устанавливать иную наполняемость группы при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с их пребыванием.

Группы, в которых время пребывания воспитанников составляет менее 3,5 часа, функционируют без организации питания. В группах с пребыванием воспитанников 3,5 часа и более создаются условия для приема пищи. При этом интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов.

В соответствии с пунктом 45 Положения прием воспитанников учреждения образования, в том числе в группы кратковременного пребывания, осуществляется в течение календарного года при наличии в них свободных мест и на основании:

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;

заявления родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;

медицинской справки о состоянии здоровья.

Модели групп кратковременного пребывания

В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания (дифференцируются по месту размещения группы, направлениям приоритетной деятельности, возрасту воспитанников) в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования.

Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Функционирование таких групп предполагает наличие отдельных групповых ячеек (приемная-раздевальная, игровое и спальное помещение или групповое помещение с зоной отдыха, туалетное помещение) и закрепленных педагогических работников. В помещениях групповых ячеек должны быть обустроены отдельные входы. Общий вход может предусматриваться на 2 групповые ячейки для детей в возрасте до 3 лет и на 2-4 групповые ячейки для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В составе групповой ячейки (при условии организации сна) для детей в возрасте до 3 лет предусматриваются спальни и игровые, для детей в возрасте от 3 до 7 лет игровые допускается совмещать со спальней (игровые с зоной отдыха).

Все помещения групповой ячейки должны быть размещены на одном этаже.

Допускаются объединение и размещение на первом этаже раздевальных для 2-4 групп для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе расположенных на втором и третьем этажах.

Приемные-раздевальные групповых ячеек должны оборудоваться шкафами для верхней одежды детей, предусматривающими разделение мест хранения верхней одежды, головных уборов и обуви, а также скамейками, шкафами для верхней одежды работников, родителей (законных представителей) воспитанников.

В туалетных помещениях должны быть настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены детей, шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков (для детей до 3 лет).

Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп: с 8.00 до 14.00, с 15.00 до 19.30 и др.

Кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения образования. Эта модель не требует специально выделенной групповой ячейки. Детей раннего и дошкольного возраста распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс учреждения образования с учетом запросов родителей (специально организованная и (или) нерегламентированная деятельность).

Адаптационные группы организуются с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.

В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.

Группы «Материнская школа» создаются с целью разностороннего развития воспитанников от рождения до трех лет и оказания их родителям (законным представителям) целенаправленной, систематической помощи в вопросах воспитания детей раннего возраста. Группы функционируют в специально оборудованном помещении учреждения образования и предполагают совместное пребывание родителей (законных представителей) и детей в условиях учреждений образования и (или) систематическое посещение педагогическими работниками семей воспитанников с целью оказания помощи родителям (законным представителям) в их воспитании, обучении и развитии.

Прогулочные группы предполагают пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня). В указанных группах согласно распорядку дня и с учетом возраста воспитанников организуются различные виды детской деятельности (познавательная практическая (наблюдения, опыты и исследования, экскурсии, целевые прогулки и др.), игровая (дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.), трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд), осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность и др.), проводится индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и др.

Группы выходного дня, вечерние группы создаются с целью оказания помощи родителям (законным представителям) воспитанников в воспитании и развитии детей в выходные дни и вечернее время.

Реализация содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования в группах выходного дня осуществляется как в специально организованной (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности.

При организации образовательного процесса в вечерних группах (например, с 17.30 до 19.30 – в учреждениях образования с временем работы 10,5 часа) приоритетным видом деятельности является игровая (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театрализованные, творческие игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и дидактические) и др.). Вечерние группы не должны открываться взамен «дежурных», организация которых осуществляется в учреждениях образования с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников, режимом работы предприятий, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Группы по подготовке к школе создаются для детей от 5 до 7 лет с целью подготовки к обучению на I ступени общего среднего образования. С учетом количества детей в таких группах реализация содержания образовательных областей учебной программы может осуществляться как в специально оборудованном помещении учреждения образования, так и в функционирующей старшей группе (от пяти до семи лет) при условии наличия в ней мест.

Сезонная площадка может быть организована по запросам родителей (законных представителей) детей на базе учреждения образования или специально выделенного помещения при условии его соответствия требованиям технических нормативных правовых актов. Сезонная площадка организуется на период посевных, уборочных работ преимущественно в сельской местности.

В учреждениях образования могут функционировать иные модели групп кратковременного пребывания воспитанников.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (учебные планы (учебный план учреждения образования, индивидуальный учебный план) и учебная программа дошкольного образования) с учетом оптимального чередования видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.

В соответствии с ресурсными возможностями в учреждении образования возможны следующие модели групп кратковременного пребывания:

Адаптационные группы;

Прогулочные группы;

Группы выходного дня, вечерние группы;

Группы по подготовке к школе;

Сезонная площадка.