ПРОЕКТ «Внедрение модели формирования социальной компетентности
обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса»
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
ПРОЕКТ «Внедрение модели формирования социальной компетентности
обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса»
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Нарскин Геннадий Иванович, доктор педагогических наук, профессор, Почётный профессор ГГУ имени Ф. Скорины, имеет нагрудный знак «Отличник образования Республики Беларусь» (2007), почетный знак «За заслуги» выдан Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (2009),
246019, г. Гомель, ул. Советская, 104
8 (029) 327-70-09, alex_nag@tut.by
Аверин Виктор Сергеевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры экологической и профилактической медицины УО «Гомельский государственный медицинский университет», Лауреат премии правительства России (2014), награждён медалью «За трудовые заслуги» (2024),
246019, г. Гомель, ул. Ланге, 5
8 (029) 611-74-62, averinvs@mail.ru
Осипенко Евгений Владиславович, кандидат педагогических наук, доцент, учитель-методист, зав. кафедрой теории и методики физической культуры УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»,
246019, г. Гомель, ул. Советская, 104
8 (029) 144-88-07, eosipenko_2009@mail.ru
Государственное учреждение образования «СШ № 17 г. Гомеля им. Франсиско де Миранды»
Государственное учреждение образования «СШ № 28 г. Гомеля имени Э.В. Серегина»
Государственное учреждение образования «СШ № 31 г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «СШ № 52 г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «СШ № 59 г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «СШ № 61 г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «СШ № 69 г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г.Дзержинска»
Государственное учреждение образования «Раковская средняя школа» Минской области (Воложинский район)
Государственное учреждение образования «Мышанская средняя школа» Гомельской области (Петриковский район)
Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Новолукомля имени Ф.Ф. Дубровского» Витебской области (Чашникский район)
ГУО «Конюховская средняя школа» Гродненской области (Берестовицкий район)
Дорошков Михаил Михайлович, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №28 г. Гомеля им. Э. В. Серёгина», тел. (0232) 32-18-06, (029) 607-34-99
246034, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Минская, 12,
E-mail: sovroo-sch28@sovroo.gorodgomel.by
https://school28.by/
Инновационный проект «Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса» представляет собой оригинальное исследование, направленное на внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса. Он является актуальным и важным для современной системы образования Республики Беларусь, так как направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций XXI века, таких как социальная компетентность, функциональная грамотность, цифровая грамотность, гражданская активность и т.д.
Реализация инновационного проекта является актуальной и важной для современной системы образования, так как она направлена на разрешение следующих проблем и противоречий:
– несоответствие уровня подготовки обучающихся к требованиям общества и рынка труда в XXI веке, которые предъявляют высокие требования к социальной компетентности, как одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни и работы в условиях глобализации, цифровизации и постоянных изменений;
– недостаточность развития социальной компетентности обучающихся в традиционной системе образования, которая не учитывает индивидуальные особенности, потребности и интересы обучающихся, а также не использует современные средства и технологии обучения, в том числе средства физической культуры, как эффективные средства формирования социальной компетентности;
– отсутствие комплексной модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры, которая бы включала в себя цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, критерии и показатели оценки результатов обучения, а также механизмы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса с учётом личностных характеристик обучающихся;
– противоречие между требованиями общества и реальным состоянием физического воспитания в учреждениях общего среднего образования, которое не способствует формированию у школьников интереса, мотивации и удовлетворенности от занятий физической культурой и спортом.
Следует отметить, что физическая культура играет ключевую роль в данном инновационном проекте, так как она:
– способствует укреплению и оздоровлению физического и психического состояния обучающихся, повышению их работоспособности, снижению риска заболеваний и вредных привычек;
– развивает физические качества и двигательные навыки обучающихся, такие как сила, выносливость, скорость, ловкость, координация, гибкость и т.д.;
– формирует позитивное отношение к собственному телу, самооценку, самоуважение, самоконтроль и саморегуляцию обучающихся;
– обучает правилам и нормам поведения в разных социальных ситуациях, учит сотрудничать, договариваться, конкурировать, справляться с конфликтами, уважать других людей и их мнения;
– проявляет инициативу, творчество, лидерство, ответственность, гражданственность, патриотизм и другие социально значимые качества личности;
– доставляет удовольствие, эмоциональный настрой, интерес, мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.
Таким образом, физическая культура является эффективным средством формирования социальной компетентности обучающихся, так как она способствует развитию их личностных, коммуникативных, культурных и других видов компетенций, необходимых для участия в общественной жизни.
Учёт личностных характеристик и дифференциация образовательного процесса являются важными условиями реализации инновационного проекта, так как они позволяют учитывать индивидуальные особенности, интересы и потребности обучающихся, а также предоставлять им выбор и вариативность в обучении по физической культуре. Это способствует повышению мотивации, интереса и удовлетворенности обучающихся от занятий физической культурой, а также улучшению их образовательных результатов и достижению личностного роста.
Инновационный проект основан на современных научных подходах и концепциях, таких как: личностно-ориентированный подход, который предполагает учёт индивидуальных особенностей, потребностей и интересов обучающихся, а также их активное участие в процессе обучения и развития; дифференцированный подход, который предполагает предоставление обучающимся различных уровней сложности, форм и методов обучения по физической культуре в зависимости от их способностей, знаний и навыков; интегративный подход, который предполагает связь физической культуры с другими предметами и видами деятельности, а также с реальной жизнью и практикой; компетентностный подход, который предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций XXI века, таких как социальная компетентность, функциональная грамотность, цифровая грамотность, гражданская активность и т.д.; модульный подход, который предполагает структурирование содержания обучения по физической культуре на основе модулей, которые имеют определенную цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения.
При реализации проекта будут использоваться современные цифровые технологии и инструменты для организации, диагностики и контроля образовательного процесса по физическому воспитанию, что повышает его эффективность, качество и доступность.
В связи с вышеизложенным, целесообразно реализовать данный инновационный проект. Он предполагает внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса.
Такая модель будет способствовать повышению качества образования, развитию личности и потенциала обучающихся, формированию у них ключевых компетенций XXI века, а также укреплению их здоровья, физического и психического благополучия.
Цель инновационного проекта – повышение качества образования и развития личности обучающихся через формирование у них социальной компетентности, как одной из ключевых компетенций XXI века, с использованием современных средств и технологий физической культуры.
Задачи инновационного проекта:
Социальная компетентность является одним из образовательных ориентиров в системе современного образования и ключевым элементом образовательных программ, где акцент делается на всестороннем развитии личности и её способности к адаптации и эффективному взаимодействию в социальной среде.
Модель формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса в виде системы, состоящей из целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов, представлена на рисунке ниже.
Содержание и функционирование данной модели можно описать следующим образом.
Целевой компонент модели определяет цель и задачи образовательной деятельности, а также критерии и показатели социальной компетентности обучающихся. Целью модели является развитие и формирование социальной компетентности обучающихся как способности успешно взаимодействовать с другими людьми в разных социальных ситуациях, учитывая их культурные, психологические и физические особенности.
Задачи модели связаны с обеспечением качественного образования, развитием личности, социализацией, профессиональной ориентацией и адаптацией обучающихся.
Содержательный компонент модели включает систему знаний, умений и навыков, необходимых для формирования социальной компетентности, а также темы учебных дисциплин, связанных с физической культурой и спортом. Система знаний охватывает теоретические и прикладные аспекты социальной компетентности, такие как понятие, структура, функции, виды, факторы, средства, методы и технологии формирования социальной компетентности. Умения и навыки представляют собой практические и творческие способности обучающихся к анализу, планированию, организации, реализации, контролю и оценке социальной деятельности. Модули и темы учебных дисциплин отражают интегративный и дифференцированный характер образовательного процесса, учитывающий интересы, потребности, способности и уровень подготовки обучающихся (социокультурные основы физической культуры и спорта, социальная компетентность в спортивной деятельности, социальная компетентность в физкультурно-оздоровительной деятельности, психолого-педагогическое образование и социальная работа, педагогическая психология и социальное воспитание, социальное обучение и психологическое развитие и др.)
Процессуальный компонент модели описывает методы, формы и средства обучения и воспитания, способствующие формированию социальной компетентности, а также механизмы контроля, оценки и коррекции образовательного процесса.
Методы обучения и воспитания представляют собой активные, интерактивные и рефлексивные способы организации деятельности обучающихся, направленные на стимулирование их мотивации, интереса, самостоятельности, творчества, критического мышления, коммуникации и сотрудничества (проблемное обучение, проектное обучение, кейс-метод, дискуссия, ролевая игра, дебаты, брейн-ринг, портфолио и т.д.).
Формы обучения и воспитания представляют собой разнообразные и гибкие способы организации взаимодействия обучающихся и педагогов, а также обучающихся между собой, учитывающие их индивидуальные и групповые особенности (лекция, семинар, практикум, лабораторная работа, консультация, индивидуальное задание, групповое задание, коллективное обсуждение, презентация, защита проекта и др.).
Средства обучения и воспитания представляют собой современные и эффективные ресурсы, обеспечивающие качество и доступность образовательного процесса, а также развитие информационной культуры обучающихся (учебник, учебное пособие, методическое пособие, мультимедийная презентация, видеофильм, аудиозапись, интернет-ресурс, электронный журнал, электронное портфолио, использование интерактивной платформы сервиса Kahoot для повышения мотивации и критического мышления обучающихся и т.д.).
Механизмы контроля, оценки и коррекции образовательного процесса представляют собой систематические и объективные способы определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся, а также выявления и устранения проблем и недостатков в образовательной деятельности (тестирование, экзамен, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, самооценка, взаимооценка, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности и другое).
Таким образом, структура инновационной модели состоит из следующих компонентов:
– целевой компонент, который определяет цель, задачи, критерии и показатели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры.
– содержательный компонент, который включает систему знаний, умений и навыков, необходимых для развития социальной компетентности, а также модули и темы учебных дисциплин, связанных с физической культурой и спортом.
– процессуальный компонент, который описывает методы, формы и средства обучения и воспитания, способствующие формированию социальной компетентности, а также механизмы контроля, оценки и коррекции образовательного процесса.
– результативный компонент, который характеризует уровни сформированности социальной компетентности обучающихся, а также эффекты и результаты образовательной деятельности.
Реализация инновационного проекта предполагает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, администрации, консультантов, социальных партнёров и других заинтересованных сторон.
В ходе реализации проекта будут проводиться различные мероприятия, такие как педагогические советы, семинары, тренинги, консультации, диагностика, коррекция, развитие, мониторинг, оценка, анализ, обобщение, распространение и т.д.
Цель этих мероприятий – обеспечить научно-методическое сопровождение, поддержку, обратную связь, контроль и оценку реализации проекта, а также обмен опытом, трансфер технологий и распространение результатов проекта в образовательном сообществе:
– работа с учащимися: мониторинг диагностических, коррекционных и развивающих мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся средствами физической культуры;
– работа с педагогами: овладение методологией внедрения модели, создание условий, обеспечивающих реализацию проекта, деятельность методического объединения и творческих групп, работа по самообразованию в рамках реализации инновационного проекта, повышение квалификации);
– работа с родителями: ознакомление родителей с содержанием инновационного проекта и привлечение родительской общественности к совместной работе по его реализации (самостоятельные занятия в семье);
– сотрудничество с организациями:
а) сотрудничество с государственным учреждением образования «Гомельский областной институт развития образования» (участие в веб-семинарах, Online-тренинги, организация и проведение научно-практических конференций, повышение квалификации);
б) сотрудничество с факультетом физической культуры учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», Гомельским областным институтом развития образования, учреждением образования «Гомельский областной центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов».
– аналитическая деятельности на всех этапах реализации проекта.
Рисунок – Модель формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
Единицы измерения |
Критерий качества образования (оценивает степень достижения целей и задач образовательной деятельности, а также соответствие содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания современным требованиям и стандартам) |
Педагогические: уровень знаний, умений и навыков обучающихся по физической культуре и спорту, а также по социальной компетентности |
Тестирование, экзамены, олимпиады, конкурсы, аттестация, анкетирование, интервью, наблюдение, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
Психологические: уровень развития личностных качеств обучающихся, таких как мотивация, интерес, творчество, критическое мышление, коммуникация и сотрудничество |
Психологические тесты, опросники, проективные методы, игровые методы, кейс-методы, анкетирование, интервью, наблюдение, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
|
Социальные: уровень удовлетворенности обучающихся и педагогов образовательным процессом и его результатами |
Анкетирование, интервью, фокус-группы, SWOT-анализ, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
|
Качество образовательных продуктов: оценивает степень соответствия результатов обучения и воспитания требованиям заказчиков, потребителей и общества в целом (количество и качество научных публикаций, грантов, наград, сертификатов и т.д.) |
Анализ документов, мониторинг, бенчмаркинг, экспертная оценка |
Количество, качество, стоимость, эффект |
|
Критерий эффективности ресурсов (оценивает степень оптимальности и рациональности использования материальных, финансовых, информационных, технологических и человеческих ресурсов в образовательном процессе) |
Экономические: соотношение затрат и результатов образовательной деятельности; степень доступности и качества образовательных ресурсов для обучающихся и педагогов (финансовая эффективность проекта) |
Метод чистой приведенной стоимости (NPV), метод внутренней нормы прибыли (IRR), дисконтированный срок окупаемости инвестиций (DDP), индекс доходности |
Бел. рубли, проценты, годы |
Технологические: степень инновационности и актуальности образовательных ресурсов для решения проблем и задач образовательного процесса (техническая эффективность проекта) |
Анализ технологического уровня, сравнительный анализ, SWOT-анализ, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
|
Человеческие: организационные показатели, степень развития и укрепления научного потенциала, квалификации и профессионализма педагогов (количество и качество кадров, уровень образования и опыта, степень удовлетворенности и мотивации, участие в повышении квалификации и аттестации и т.д.) |
Анкетирование, интервью, тестирование, аттестация, анализ трудовой деятельности, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
|
Критерий воздействия на окружающую среду (оценивает степень положительного или отрицательного влияния образовательной деятельности на социальную, культурную, экономическую и экологическую среду) |
Экологические: степень социальной ответственности и гражданской активности обучающихся и педагогов (экологический эффект проекта) |
Анкетирование, интервью, фокус-группы, анализ документов, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
Социальные: степень взаимодействия и партнерства с различными социальными группами и организациями (социально-культурный эффект проекта); степень вклада в развитие культуры, искусства и спорта |
Анкетирование, интервью, фокус-группы, анализ документов, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
|
Культурные: степень соблюдения норм и правил экологической безопасности |
Анализ документов, мониторинг, экспертная оценка |
Баллы, оценки, проценты, рейтинги, уровни |
|
Экономические: оценивают степень положительного или отрицательного влияния образовательной деятельности на экономическую среду, в том числе на рост ВВП, занятость, доходы, инвестиции, налоги и т.д. |
Анализ документов, мониторинг, экспертная оценка |
Бел. рубли, проценты, годы |
Руководитель инновационного проекта:
Лебедевич Инна Владимировна, директор государственного учреждения образования «Конюховская средняя школа»;
участники инновационного проекта: 4 педагогов государственного учреждения образования «Конюховская средняя школа», заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
№ п/п |
Ф.И.О. участников |
Должность, квалификационная категория |
1. |
Лебедевич И.В. |
Директор государственного учреждения образования «Конюховская средняя школа», первая категория |
2. |
Шмаровская Н.Н. |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Конюховская средняя школа»», первая категория |
3. |
Рукша Л.К. |
Учитель физической культуры и здоровья, высшая категория |
4. |
Бурая М.Р. |
Учитель биологии и химии, высшая категория |
5. |
Данилович Т.П. |
Учитель начальных классов, первая категория |
6. |
Щука О.Л. |
Учитель истории и обществоведения, кандидат исторических наук, высшая категория |
«Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса»
на 2024/2025 учебный год
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Научные консультанты: Директор государственного
___________ Г.И. Нарскин учреждения образования
___________ В.С. Аверин «Конюховская средняя школа»
___________ Е.В. Осипенко ____________ И.В.Лебедевич
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Подготовка документов. Регламентирующих организацию инновационной деятельности (далее – ИД) в учреждении образования. |
август 2024 |
Директор школы, зам. директора по учебно-воспитательной работе, автор проекта |
2. |
Педагогический совет «Особенности реализации инновационного проекта в 2024/2025 учебному году» |
август 2024 |
Директор |
3. |
Изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению ИД. Разработка функциональных обязанностей участников инновационного проекта. |
август 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
4. |
Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта. Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективность и качество внедрения модели |
сентябрь 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
5. |
Создание информационно-аналитического центра (далее – ИАЦ). |
сентябрь 2024 |
Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
6. |
Проведение родительского собрания по теме «Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса» |
сентябрь 2024 |
Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
7. |
Индивидуальное консультирование законных представителей учащихся по организации и проведению инновационной деятельности |
сентябрь 2024 |
Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
8. |
Консилиум по итогам подготовительного этапа инновационной деятельности |
сентябрь 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
9. |
Проведение семинаров, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций с участниками инновационной деятельности |
сентябрь 2024 – май 2025 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
10. |
Разработка положения об ИАЦ |
октябрь 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
11. |
Разработка перспективного плана работы ИАЦ |
октябрь 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
12. |
Разработка перспективного плана семинаров по сопровождению ИД |
октябрь 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
13. |
Круглый стол «Определение тематики мини-исследований и разработка индивидуального образовательного маршрута и программы в рамках инновационного проекта» |
октябрь 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
14. |
Совещание при директоре по итогам подготовительного этапа инновационной деятельности |
октябрь 2024 |
Директор |
15. |
Организация работы по выполнению планов инновационной деятельности. Реализация механизма индивидуально-дифференцированного подхода, системы автоматизированного педагогического контроля, а также алгоритма организации и управления инновационной деятельностью. Сбор материала участниками ИД и систематизация информации. |
октябрь 2024 – май 2025 |
Участники инновационной деятельности |
16. |
Планирование работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий для организации проекта |
октябрь 2024 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
17. |
Организация постоянно действующего семинара для участников инновационной деятельности «Концепция и содержание социальной компетентности обучающихся в современном образовании» «Методы и формы организации образовательного процесса по формированию социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры» «Психолого-педагогические особенности формирования социальной компетентности обучающихся с учетом их личностных характеристик» «Модели и технологии дифференциации образовательного процесса по формированию социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры» «Оценка и мониторинг уровня социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры» «Примеры успешных инновационных проектов по формированию социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры» |
октябрь 2024 – май 2025 ноябрь 2024 декабрь 2024 январь 2025 февраль 2025 март 2025 апрель 2025 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
18. |
Формирование банка методических разработок, рабочих материалов внедрения инновационного проекта |
в течение года |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
19. |
Установление и поддержка социального партнерства и сотрудничества с использованием сети Интернет с предприятиями и организациями города, области и республики |
в течение года |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
20. |
Взаимодействие с консультантами инновационного проекта |
в течение года |
Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
21. |
Повышение квалификации участников инновационной деятельности |
в течение года |
Участники инновационной деятельности |
22. |
Участие участников инновационной деятельности в семинарах, мастер-классах, конференциях |
в течение года |
Участники инновационной деятельности |
23. |
Промежуточный мониторинг в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта. Составление отчётов по ИД в рамках проекта. |
март 2025 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
24. |
Оформление участниками инновационной деятельности педагогических дневников. |
в течение года |
Участники инновационной деятельности |
25. |
Педагогический совет по итогам инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году |
апрель 2025 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
26. |
Подготовка промежуточного отчёта о результатах реализации инновационного проекта в 2024/2025 учебном году в экспертный совет |
апрель 2025 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |
27. |
Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2025/2026 учебный год |
май 2025 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, участники инновационной деятельности |