Обоснование целесообразности (актуальности) темы инновации
На современном этапе развития общества в Республике Беларусь актуальна проблема укрепления и сохранения здоровья сельского населения как основного трудового контингента, обеспечивающего национальную продовольственную безопасность.
Целесообразно организованная двигательная активность (ДА) – важнейшее условие формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от возраста. Особое значение оптимальная ДА имеет для детей, у которых процессы развития являются доминирующим морфофункциональным фоном, создающим условия личностного и физического роста. Адекватность физической нагрузки во время занятий физической культурой в режиме дня, как в школе, так и во внешкольное время, является ключевым условием формирования физически здорового контингента сельских детей – трудового ресурса села в будущем. Двигательная культура человека представляет собой составную часть физической культуры личности и характеризуется наличием мотивационно-ценностных ориентаций и высокого уровня знаний, интегрированных в систематическую деятельность по самосовершенствованию телесно двигательного развития человека.
Определение двигательной культуры как содержания физической культуры личности позволяет заключить, что ее структурные компоненты содержат в себе компоненты двигательной культуры человека, где за основу взята трехкомпонентная модель, представляющая совокупность когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов. Уровень двигательной культуры человека в первую очередь формируется в семье и уже потом в других социальных сообществах, влияющих на его жизнедеятельность.
Как правило, ключевую роль в формировании двигательной культуры в семье играют родители, и именно они своим поведенческим примером закладывают основы двигательных действий своим детям. Установлено, что дети на уровне подражания, а потом и осознанно, копируют поведенческий образ своих родителей.
В связи с этим использование учреждением образования школьников в качестве инициативного проводящего звена для формирования двигательной культуры семьи представляется достаточно актуальным, а при научно-обоснованной реализации имеющихся методик формирования «смыслоорганизованной преобразовательной двигательной деятельности» - высокоэффективным.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в учреждении образования и физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства являются основными формирующими компонентами здоровье-сберегающего жизненного пространства и призваны обеспечивать школьников рационально оправданной и физиологически обоснованной ДА, а также служить средством привлечения их родителей к занятиям физическими упражнениями.
Актуальность избранной темы также обусловлена имеющимися противоречиями между работой учреждения образования по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни и тем, что они видят за стенами школы, в семье. Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности в направлении укрепления и развития здоровья. Здоровье должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности носит сложный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.
Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств:
здоровье и здоровый образ жизни в обществе еще не встал на первое место в иерархии потребностей многих людей;
в нашей стране еще не выражена в достаточной степени мотивация здоровья и здорового образа жизни (духовные и материальные стимулы);
отсутствие у многих людей позитивного понимания того, что именно здоровый образ жизни направлен на воспитаниеобщечеловеческих ценностей: человек, жизнь, семья, труд, культура.
состояние и уровень работы сельской школы определяются тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром на селе.
Вместе с тем существуют определенные преимущества сельской школы, которые характеризуются:
достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье и т.п.;
близостью к природе, народным обычаем, традициям;
силой общественного мнения, авторитетом педагогов на селе;
принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их компактным проживанием.
В этих условиях учреждению образования невольно приходится искать оптимальные способы организации воспитания с учетом всех факторов окружающей среды. Поэтому представляется важным использовать возможности учреждения образования (материально-технический и кадровый потенциал, наработки в области здоровьесберегающих технологий и т.д.) для расширения работы по формированию двигательной культуры обучающихся, педагогов, родителей, общественных организаций и госучреждений, имеющих отношение к сохранению здоровья людей.