РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт

Проект "Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы" 

Информационная характеристика проекта

  1. Название проекта:

"Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы" 

  1. Научное сопровождение проекта:

Снежицкий Павел Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Учреждения образования «Гродненский государственный аграрный университет»

  1. Разработчики проекта:

Щука Андрей Иосифович, директор государственного учреждения образования «Конюховская средняя школа»;

Шмаровская Наталья Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Конюховская средняя школа»

  1. Временные рамки реализации проекта: 2017 – 2020 годы.
свернуть

Обоснование целесообразности (актуальности) темы инновации

Обоснование целесообразности (актуальности) темы инновации 

На современном этапе развития общества в Республике Беларусь актуальна проблема укрепления и сохранения здоровья сельского населения как основного трудового контингента, обеспечивающего национальную продовольственную безопасность.

Целесообразно организованная двигательная активность (ДА) – важнейшее условие формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от возраста. Особое значение оптимальная ДА имеет для детей, у которых процессы развития являются доминирующим морфофункциональным фоном, создающим условия личностного и физического роста. Адекватность физической нагрузки во время занятий физической культурой в режиме дня, как в школе, так и во внешкольное время, является ключевым условием формирования физически здорового контингента сельских детей – трудового ресурса села в будущем. Двигательная культура человека представляет собой составную часть физической культуры личности и характеризуется наличием мотивационно-ценностных ориентаций и высокого уровня знаний, интегрированных в систематическую деятельность по самосовершенствованию телесно двигательного развития человека.

Определение двигательной культуры как содержания физической культуры личности позволяет заключить, что ее структурные компоненты содержат в себе компоненты двигательной культуры человека, где за основу взята трехкомпонентная модель, представляющая совокупность когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов. Уровень двигательной культуры человека в первую очередь формируется в семье и уже потом в других социальных сообществах, влияющих на его жизнедеятельность.

Как правило, ключевую роль в формировании двигательной культуры в семье играют родители, и именно они своим поведенческим примером закладывают основы двигательных действий своим детям. Установлено, что дети на уровне подражания, а потом и осознанно, копируют поведенческий образ своих родителей.

В связи с этим использование учреждением образования школьников в качестве инициативного проводящего звена для формирования двигательной культуры семьи представляется достаточно актуальным, а при научно-обоснованной реализации имеющихся методик формирования «смыслоорганизованной преобразовательной двигательной деятельности» - высокоэффективным.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в учреждении образования и физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства являются основными формирующими компонентами здоровье-сберегающего жизненного пространства и призваны обеспечивать школьников рационально оправданной и физиологически обоснованной ДА, а также служить средством привлечения их родителей к занятиям физическими упражнениями.

Актуальность избранной темы также обусловлена имеющимися противоречиями между работой учреждения образования по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни и тем, что они видят за стенами школы, в семье. Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности в направлении укрепления и развития здоровья. Здоровье должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности носит сложный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств:

здоровье и здоровый образ жизни в обществе еще не встал на первое место в иерархии потребностей многих людей;

в нашей стране еще не выражена в достаточной степени мотивация здоровья и здорового образа жизни (духовные и материальные стимулы);

отсутствие у многих людей позитивного понимания того, что именно здоровый образ жизни направлен на воспитаниеобщечеловеческих ценностей: человек, жизнь, семья, труд, культура.

состояние и уровень работы сельской школы определяются тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром на селе.

Вместе с тем существуют определенные преимущества сельской школы, которые характеризуются:

достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье и т.п.;

близостью к природе, народным обычаем, традициям;

силой общественного мнения, авторитетом педагогов на селе;

принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их компактным проживанием.

В этих условиях учреждению образования невольно приходится искать оптимальные способы организации воспитания с учетом всех факторов окружающей среды. Поэтому представляется важным использовать возможности учреждения образования (материально-технический и кадровый потенциал, наработки в области здоровьесберегающих технологий и т.д.) для расширения работы по формированию двигательной культуры обучающихся, педагогов, родителей, общественных организаций и госучреждений, имеющих отношение к сохранению здоровья людей.

свернуть

Цель и задачи инновационного проекта

Цель инновационного проекта:

формирование двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы на основе методик индивидуализации двигательных режимов.

Задачи:

  1. Обеспечить необходимые предпосылки в социально-культурном и образовательно-педагогическом окружении сельской школы для создания благоприятных условий по внедрению модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства.
  2. Адаптировать модель формирования двигательной культуры в рамках деятельности учреждения образования.
  3. Реализовать модель формирования двигательной культуры в рамках деятельности учреждения образования в системе «консультант проекта ↔ администрация учреждения образования↔ учитель физической культуры ↔ педагоги↔классные руководители ↔ обучающиеся ↔ родители».
  4. Выявить эффективность внедрения модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы.

    5. Разработать дидактическое обеспечение реализации модели формирования двигательной культуры.

  1. Обобщить результаты инновационной деятельности, представить инновационный педагогический опыт в форме методических рекомендаций по внедрению модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы.
  2. Повысить заинтересованность всех субъектов образовательного пространства в укреплении собственного здоровья, стимулировать их внимание к вопросам рациональной двигательной активности.
свернуть

Описание структуры и содержания модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы

Модель формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы включает три компонента: целеполагающий компонент, содержательно-организационный компонент и результативно-коррекционный компонент.

Целеполагающий компонент 

Целью инновационного проекта в учреждении образования является формирование двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы на основе методики индивидуализации двигательных режимов.

Теоретико-методологическим основанием модели является совокупность аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного, системного, событийного, социокультурного и средового подходов.

В основу модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы взяты следующие принципы: принцип педагогической поддержки; принцип событийности общности; принцип открытости образования предполагает, что любой компонент образовательной, социальной и культурной среды может нести на себе воспитывающие и развивающие функции; принцип природосообразностипредусматривает учет закономерностей природного развития личности учащегося, укрепления и поддержания его физического и психического здоровья;  принципы индивидуализации и дифференциации, принцип диалогизации предусматривает приоритетность диалогических форм деятельности, равноправное партнерское общение входе взаимодействия в системе «педагог-учащийся-родители».

Субъектами взаимодействия в данной модели будут являться педагоги (учитель физической культуры, классные руководители, учителя-предметники), обучающиеся и их родители, а также работники базового хозяйства и других организаций агрогородка.

Содержательно-организационный компонент

Включает в себя направления деятельности педагогов и классных руководителей с учащимися и их законными представителями, взаимодействие участников инновационного проекта с другими социальными партнерами; включение в процесс формирования двигательной культуры; организации рефлексивной деятельности.

Для достижения цели инновационной деятельности в учреждении образования был создан Координационный совет, в состав которого вошли председатель Конюховского сельского исполнительного комитета, представители правления КСУП «Макаровцы» и других организаций микрорайона, педагоги, обучающиеся, представители родительской общественности.

Организована деятельность клуба «Здоровый образ жизни» для совместной деятельности по формированию двигательной культуры субъектов образовательного пространства (педагогов-обучающихся-родителей-социальных партнеров).

Скорентирована модель 6-го школьного дня с учетом реализации инновационного проекта.

Структурные образования

  1. Центр «Аналитик».Деятельность центра направлена на разработку методик определения двигательной культуры, критериев эффективности получаемых результатов, алгоритма индивидуального двигательного режима субъектов образовательного пространства, а также на анализ и своевременную коррекцию хода реализации инновационного проекта.
  2. Центр «Информ».Деятельность центра направлена на организацию просветительской работы по вопросам формирования двигательной культуры, а именно: организация страницы "Здоровый образ жизни" на сайте учреждения образования; организация работы родительского лектория; проведение обучающих мероприятий с участниками инновационной деятельности по проблеме двигательной культуры (лекции, семинары, консультации); публикация практических разработок и обобщения опыта педагогов-инноваторов в СМИ, интернет-порталах, сайте учреждения образования; выпуск буклетов, рекламных проспектов, а также активное рекламирование здорового образа жизни.
  3. Центр «Школа +».Деятельность центра направлена на непосредственную организацию деятельности по формированию двигательной культуры субъектов образовательного пространства. Данная деятельность будет осуществляться через: проведение методики индивидуализации двигательных режимов; проведение методики определения уровня двигательной культуры человекавнедрение методики индивидуализации двигательных режимовобработку результатов внедрения моделиорганизацию деятельности по проведению совместного досуга субъектов образовательного пространстваорганизацию внеклассных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятийорганизацию работы 6-го школьного дня  с учетом реализации инновационного проекта; организацию клуба "Здоровый образ жизни" для педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров; организацию работы объединений по интересам "Подвижныве игры", "Футбол", "Волейбол", секция общей физической подготовки "Движение". 
  4. Центр «Спокойствие».Деятельность центра направлена на психолого-педагогическое сопровождение проекта, через работу консультационного пункта педагога-психолога, проведение тренингов, ролевых игр и т.д.

Результативно-коррекционный компонент

Направлен на определение эффективности используемой модели и её своевременной коррекции. В структуре двигательной культуры целесообразно выделить следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный.

В ходе использования различных методов оценки (контрольно-педагогические тесты, морфологические измерения и функциональные пробы, диагностики валеологического мониторинга) будут определены уровни двигательной культуры. Уровень физической подготовленности, измеряемый в баллах: исследуется сила, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость. Уровень функционального состояния, измеряемый в индексах и баллах: исследуется Кетле, жизненный, силовой, Робинскона, Руфье, Штанге/Генчи. Уровень двигательной среды, определяется в индексах и баллах: исследуется рабочая поза, двигательная активность, повседневная среда.

В результате анализа и своевременной коррекции двигательной культуры будет сформирована система организации деятельности учреждения образования по формированию двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы, характеризующаяся стремлением к сознательному самообразованию по дальнейшему формированию двигательной культуры. 

свернуть

Модель формирования двигательной культуры

Результаты работы

Сегодня назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления детей, эффективных средств развития двигательной активности, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Чем лучше организовано физическое воспитание в школе, тем выше уровень физической подготовленности взрослого человека Кто, как не родители, могут создавать почву для формирования здоровых привычек, привития своим детям необходимых для сохранения здоровья навыков?

Ни для кого не секрет, как много значит для ребёнка пример, авторитет старших. Очень важно родителям, педагогам быть этим примером. Именно здоровый, активный, современный, счастливый человек может захватить и повести за собою подростка. На наш взгляд, только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может принести ощутимые результаты. Только это указанное триединство может обеспечить восхождение школьников к культуре здоровья. В связи с этим нами была с оптимизмом встречена и воплощена в образовательном процессе нашего учреждения образования идея возобновить нить преемственности и дать возможность родителям своим примером закладывать основы двигательных действий у своих детей. Это и стало основной целью нашего педагогического эксперимента по оптимизации двигательной активности школьников на основе физкультурно-оздоровительной работы с родителями.

Суть инновационного проекта заключается во внедрении технолого-педагогического алгоритма управляемой самостоятельной деятельности обучающихся и их законных представителей по формированию двигательной культуры человека как средства здорового образа жизни на основе методики индивидуализации двигательных режимов каждого участника инновационного проекта.

Новизна проекта. Предлагается оригинальная система диагностики повседневной двигательной активности, физической подготовленности и функционального состояния сельских жителей и на ее основе разработка индивидуальных двигательных режимов с учетом специфики их трудовой деятельности и текущего функционального состояния.

Результаты работы. В результате реализации инновационного проекта получено улучшение показателей субъектов образовательного пространства сельской школы по следующим критериям:

1) увеличились знания и понятия о двигательной культуре и здоровом образе жизни на 56%;

2) повысились на 67% знания о влиянии двигательной активности на общее состояние организма;

3) активно занялись совершенствованием собственного физического, психологического и социального  здоровья 76% школьников и 53% родителей и педагогов;

4) уменьшилось на 26 % количество пропусков по болезни;

5) увеличилось на 20 %, количество учащихся, имеющих основную группу по физкультуре;

6) снизилось количество учащихся в СМГ на 22,81 %.

7) повысились показатели здоровья взрослого населения на 13,86 %, уровня физической подготовленности на 17,6 %, уровня функционального состояния на 18,77 %.

8) показатели здоровья обучающихся на 32,42 %, уровня физической подготовленности на 38,55 %, уровня функционального состояния на 24,26 %

свернуть

Критерии и показатели оценки эффективности инновационного проекта

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Критерий Показатели Инструментарий
I

Двигательная культура:

- когнитивный компонент

- знания и понятия о двигательной культуре и здоровом образе жизни;

- знания о влиянии двигательной активности на общее состояние организма

- связь между двигательной культурой и трудовой и учебной деятельностью;

 - уровень валеологических знаний

анкетирование, опрос

собеседование, педагогический тест

-социологическое исследование, опрос

анкетирование, опрос
  - мотивационно-деятельностный компонент

- понимание необходимости рациональной двигательной активности и её постоянного совершенствования;

- совершенствование собственного физического, психологического, социального здоровья;

 - сознательность самообразования

наблюдение,

анкетирование, опрос

методика индивидуализации двигательного режима, анкеты, педагогические тесты

анкеты, собеседование
  - деятельностный компонент

- наличие способности к самореализации

- уровень физической подготовленности

- уровень функционального состояния

- уровень двигательной среды

наблюдение, собеседование

двигательные тесты

пробы и измерения морфологических показателей.
II Состояние здоровья субъектов образовательного пространства

 - уменьшение пропусков занятий по болезни

увеличение числа учеников с первой группой здоровья и основной группой по физкультуре;

- стрессоустойчивость;

-уменьшение количества жалоб обучающихся на утомляемость;

мониторинг пропусков по болезни;

сравнительный анализ итогов медосмотра;

анкетирование, наблюдение;

опрос, наблюдение, валеологический мониторинг
III Уровень сформированности системы. Качество образовательного пространства

- уровень сформированности системы формирования двигательной культуры

- количество включенных субъектов в образовательное пространство и их качественные характеристики
- психо-эмоциональный комфорт образовательного пространства

анкетирование, опрос, наблюдение

аналитическое сравнение

анкетирование, наблюдение
свернуть

Из опыта работы

Представленные материалы будут полезны руководителям учреждений образования, заместителям директора по учебно-воспитательной работе, учителям физической культуры и здоровья, классным руководителям.

Рекомендуем использовать в работе: модель формирования двигательной культуры в рамках деятельности учреждения образования,  деятельность клуба "Здоровый образ жизни", организацию работы 6-го школьного дня с учетом реализации инновационного проекта, секции общей физической подготовки "Движение", наработки педагогов-инноваторов.

Ссылка на материалы

свернуть